Экономика
  1. Экономика
 13 июля 2015, 18:00  

Жестокий «ГорТранс»

Жестокий «ГорТранс»
Предприниматели пошли в суд, чтобы вернуть деньги, которые заплатили «ГорТрансу» за контроль над перевозками. Объем претензий измеряется десятками миллионов рублей.

С 3 июня по 6 июля в арбитражный суд Пермского края поступило более двадцати исков перевозчиков к муниципалитету в лице департамента финансов администрации Перми о взыскании убытков. Речь идет о денежных средствах, заплаченных за услуги МБУ «Городское управление транспорта», которое занимается диспетчеризацией пассажирских перевозок на территории Перми. Предприниматели доказывают, что администрация должна контролировать их работу на бюджетные средства. Общая сумма требований по исковым заявлениям, которые на сегодняшний день приняты к производству, составляет порядка 50 млн рублей.

Как рассказал Business Class Михаил Ухватов, директор некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков», члены которого предъявили требования к администрации, предприниматели взыскивают средства, заплаченные за услуги диспетчеризации за прошлый год. «Перевозчики оплачивать услуги «ГорТранса» не должны, так как контроль за транспортом – это функция городской администрации. Соответственно, платить диспетчерам должен бюджет, – пояснил он. – Вопрос о том, что «ГорТранс» должен финансироваться из городской казны, поднимался не раз. Внести соответствующие изменения в бюджет обещал еще в 2011 году Анатолий Маховиков (экс-глава администрации Перми – «bc»). Перевозчики ждали, терпели, а теперь пошли в суд», – заключил он.

К обращению в суд перевозчиков подтолкнула экономическая ситуация, предполагает Александр Стерлягов, директор некоммерческого партнерства «Новый Авто-Альянс». «Сотни тысяч рублей сейчас стали значимой суммой для перевозчиков. Ранее на судебные разбирательства шли, когда суммы споров исчислялись десятками миллионов», – отмечает он.

Напомним, в конце 2014 года в арбитражный суд было подано более 30 заявлений пермских перевозчиков к департаменту финансов. Перевозчики требуют взыскать убытки в размере недополученных, по их мнению, субсидий. Общая сумма требований по искам на конец прошлого года превышала 500 млн рублей. На данный момент суд первой инстанции вынес решение по заявлению одного из истцов ООО «ТехстройАвтоПлюс». В удовлетворении его требований было отказано. Решение арбитража подтвердила апелляционная инстанция. Сейчас дело рассматривается в кассации. Рассмотрение аналогичных исков отложено до вступления в силу решения по делу «ТехстройАвтоПлюс».

Новая волна исков от перевозчиков, по словам г-на Ухватова, поднялась в связи с тем, что плата за услуги «ГорТранса» по диспетчеризации постоянно увеличивается. «Изначально учреждение раскрывало свои затраты. Эта сумма делилась на объем транспортной работы перевозчиков. Таким образом рассчитывалась стоимость диспетчеризации одного часа работы на маршруте. С перевозчика взималась плата, исходя из объема выполненной работы. За последние четыре года цена повышалась ежегодно, а иногда и дважды в год, изменение при этом ничем не мотивировалось, – утверждает Михаил Ухватов. – Контроль должен осуществляться, но не за счет перевозчика».

В департаменте дорог и транспорта администрации Перми сообщили, что стоимость услуг по диспетчеризацию не менялась более пяти лет: «На данный момент плата складывается из расчета 9,6 рублей за 1 плановый час работы автобуса на линии. Этот размер платы действует с 2009 года. Тариф складывается из затрат на оплату труда, материальное и техническое обеспечение работы сотрудников и так далее», - пояснили в мэрии.

Александр Стерлягов солидарен с тем, что перевозчики не должны платить за услуги «ГорТранса», однако члены НП «Новый Авто-Альянс» с исками к департаменту финансов не обращались. «Контроль со стороны муниципалитета необходим, но брать с перевозчиков деньги за контроль над ними же – нелогично, поскольку в таком случае работа организации, которая должна надзирать и наказывать за нарушение правил перевозки, зависит от «нарушителей», – отмечает он.

К деятельности МБУ «ГорТранс», приносящей доход, помимо диспетчеризации относится изготовление и продажа проездных, обеспечение перевозчиков билетной продукцией, составление паспортов транспортных средств и расписаний движения общественного транспорта, а также распределение денежных средств от реализации проездных документов между перевозчиками. Как пояснили предприниматели, муниципалитет распределяет деньги, полученные от продажи проездных, пропорционально объему выполненной работы на каждом маршруте. Плата за эти услуги составляет 2% от выручки с продаж.

В администрации города обсуждаются варианты бюджетного финансирования расходов «ГорТранса» на диспетчеризацию. Власти подчеркивают, что контроль над перевозками должен остаться в руках муниципалитета.

«Более прозрачной систему может сделать внедрение электронной системы учета пассажиропотока: в таком случае компенсация за каждого льготника попадала бы напрямую к предпринимателю, который его перевез. Минуя «общий котел», из которого «ГорТранс» распределяет деньги», – считает г-н Стерлягов. Напомним, администрация Перми обещает внедрить данную систему к 1 октября 2015 года.

Саму систему, при которой перевозчики платят «ГорТрансу» за диспетчеризацию, по словам Михаила Ухватова, менять не обязательно. «Если суд встанет на сторону перевозчиков, то впоследствии иски станут подавать каждый год, и убытки будут компенсироваться», – рассчитывает он.

Департамент дорог и транспорта администрации города Перми:МБУ «ГорТранс» обеспечивает централизованный диспетчерский контроль за качеством работы всего общественного транспорта в городе – за соблюдением расписания и пути следования. На основе данных учреждения формируются объективные показатели, которые учитываются при расчете размера субсидий, наложении штрафов за нарушение условий договора. Поэтому для получения объективной, достоверной информации важно сохранить данную функцию в руках муниципалитета. С этой целью рассматриваются варианты финансирования расходов на осуществление диспетчерского контроля из средств городского бюджета.
Все новости компаний