Культура
  1. Культура
 06 июля 2015, 18:00  

Удивлять и изумлять

Удивлять и изумлять
Джон Ксантополус, профессор из Монтаны (США) - командировке в Пермь, политическом контексте, «страшных» бабушках и удивлении от еды

- Вы были в Пермь в сложное политическое время. Отношения между странами напряженные. Некоторые россияне считают, что во многих проблемах России виноваты именно американцы.

Испытали ли вы такое отношение к Америке и американцам на себе?

- Да что вы! Мы чувствовали себя желанными гостями. Мои студенты постоянно привлекали к себе внимание в универе, когда громко разговаривали, и хохотали, еще и пританцовывали от избытка чувств. Пермяки же, наоборот, закрыты и сдержанны. Но только до тех пор, пока не узнают тебя, потом пускают и в свой дом, и в душу. Я бы даже сказал, что это была наиболее дружеская атмосфера, которую я испытал в другой стране. Без политики, конечно, не обошлось. Тема Крыма, Украины и прав ли мистер Путин поднималась неоднократно. Но ни пермские студенты, ни преподаватели ни на минутку не дали понять, что я или мои студенты как-то вовлечены в работу американского правительства. То есть они нас как личностей дистанцировали от действий Вашингтона. Хотя колкости в адрес Вашингтона и ЕС иногда говорили.

В университете состоялась интереснейшая дискуссия с участием профессора из Германии Йорга Шмидта, профессора из Великобритании Карен Хьюитт и нас, американцев. Как я понял, 9 из 10 русских действительно поддерживают Владимира Путина. Их позиция по отношению к ЕС - оставьте нас в покое, держитесь подальше, вы слишком либеральны и нам не нравитесь. И когда немецкий профессор Шмидт в конце своей речи спросил: разве вам не хотелось бы стать членом ЕС, сдержанные пермские студенты покачали головами «НЕТ». Практически все, молча. Шмидт даже расстроился и стал объяснять, как много Европа дала России, а Греция вообще религию дала. А я думал - Боже, он же пощечины им раздает, каждому. Будь я русским, я бы сказал, как и что Россия дала миру! Но я промолчал, страсти были накалены и без меня.

При этом, Вы говорите, что неприятия США как страны у пермяков не увидели?

Приятно удивило, что много пермяков хотят приехать в Америку. И не только в туристическую поездку, но и переехать насовсем. Сложилось впечатление, что они любят американскую культуру и американцев, и если появится шанс, то с удовольствием переедут в Америку. Я бы даже сказал, что они любят Америку странной любовью, несмотря ни на что. Я не увидел, чтобы Англия или Германия их также привлекали. Возвращаясь к ответу на вопрос: не сказалось ли на нас негативное отношение россиян к США - нет, не сказалось. Если б я не знал о напряженных отношениях между странами, решил бы, что мы лучшие друзья.

В нашем разговоре с профессором было сложно придерживаться формата вопрос-ответ. Закончив восторженно говорить о «самом памятном пермском образе», он обязательно добавлял: «А еще… это очень интересно/важно/замечательно».

А еще мы были потрясены пермскими женщинами. Мальчишки, конечно, любовь крутили 24 часа в сутки. Они называли русских девушек «другие», но не могли облечь свои ощущения в слова. Я спрашивал: «В чем другие? У них три глаза или два носа?» В конце концов, пришли к выводу, что русские - более женственные. Мальчишки почувствовали это душой, но для вербального объяснения не хватило опыта. И это было уроком для них. Как и то, что если замкнутый русский тебе наконец-то открывается, то становится очень близким другом, возможно, и на всю жизнь. В Америке мы хоть и открыты, но держим расстояние, близко не сходимся. Для моих студентов это был опыт, изменяющий жизнь.

А еще мы были потрясены поведением пермских студентов. Представляешь, мы заходим в класс, и все дети встают. Как в начальной школе, так и в колледже. Это напомнило мне детство в Греции, когда мы вставали при входе учителя. Представь мое состояние, когда я увидел, что у вас эти традиции все еще живы. В Америке давно уже такого нет, если не застрелили на лекции, то уже хорошо, значит, уважают (смеется).

А еще было приятно видеть, как красиво и аккуратно школьники и студенты одеты. Как в церковь по воскресеньям. И все такие красивые. И иностранными языками владеют. У нас многие и по-английски-то толком не говорят. Это просто потрясло.

А еще удивило мнение пермских студентов о наших отношениях преподаватель-студент. Русские привыкли к старой системе: учитель говорит, студент записывает, потом отвечает на экзамене. Вопросов особо не задают, неформально не общаются. У вас отношения очень серьезные, сверху вниз. А у нас дружеские, пермские студенты так и говорили: «Не верится, что у вас такие дружеские отношения с профессором». Я хочу, чтобы мои студенты имели возможность задавать мне вопросы, учились спорить, думать, отстаивать свою точку зрения. Это развивает критическое мышление.

А еще дико удивила аудитория в театре и симфоническом зале. Малыши, подростки, молодые люди. Вообще-то большинство зрителей на классике это люди в возрасте, а у вас около 70 процентов - молодые зрители. Такого не увидишь в симфоническом зале в Чикаго или Нью-Йорке.

А еще удивило, что у вас есть русско-греческое сообщество. Я со многими подружился. Они наполовину греки, наполовину русские, грузины, азербайджанцы. Общаясь, я просто ощущал живую историю. Меня потрясло, как бережно они хранят историю своего рода, своих семей.

А еще потрясло дружное сосуществование разных конфессий. Я побывал с пермскими коллегами и в синагоге, и в мечети. Спросил имама и раввина, как чувствуют себя в России. Оба сказали, что никогда не чувствовали себя лучше, чем сейчас. Раввин признался, что во время поездок в Израиль, призывает своих друзей приехать и даже переехать в Россию. Дословная цитата: «Россия - это место, где живет будущее».

А еще мы побывали в самом близком к раю месте. В русской церкви. Это мечта. Дыхания не хватает смотреть на такую красоту и знать, что это все - настоящее. Один из моих студентов так впечатлился, что собирается принять православие. А музыка!!! Она неземная, просто потому, что такая музыка не может быть создана на земле. Вашим церковным певцам место в Ла Скале.

А еще, что лишило дыхания, - это зарплаты моих пермских коллег. Понимаю, что жить на такие зарплаты невозможно. Мы в супермаркет ходили, на доллары цены переводили. Не дешево. Но учителя как-то живут.

А еще самое главное! Мы абсолютно влюбились в образ русской бабУшки! Эти леди неподражаемы. И кондукторы, и контролеры, и продавцы. Все такие серьезные и милые в своих вязанных шапочках. Также мы поняли, кто управляет в церкви. Церковные бабУшки. Они тебя все скажут в лоб, и что голова неприкрыта, и одет не по правилам, и стоишь криво. Выгонят в шею. Иногда было страшно!

А еще у вас есть река. Мы никогда не видели столь огромного водоема в черте города. Это не река, а озеро какое-то! По ней же целыми днями можно кататься на каяках. Но здесь никого нет. Это удивило. Мы говорили с пермскими студентами о хобби, что они делают по выходным. Они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, ходят в кино да по магазинам. Показалось странным, что люди не пользуются природными благами по максимуму.

А еще удивила еда. Должен признать: еда у вас не французская (смеется). Я полюбил пирожки и котлету по-киевски. Это здорово, но постоянно есть нельзя. Пойми правильно, везде было вкусно и сытно. Если голоден - все хорошо. Но при всей моей любви к России и Перми, скажу прямо, в Пермь люди ездят не за едой. И среди тысячи причин приехать в Россию, к еде ни одна из них не относится. С другой стороны, кто в Перми будет думать об еде, если у вас там такие женщины! Деликатес для глаз.

А еще мы были потрясены дорогами в Пермском крае. Еще в Монтане нас предупреждали о плохом качестве ваших дорог. Но зрелище превзошло наши ожидания. А какие дыры мы видели по дороге в Екатеринбург! Но особо изумляет, что при вашем климате дороги вообще существуют. Получается, земля то сжимается, то разжимается, пока одну дыру залатают - другая появляется. Выходит, что по дорогам надо работать 24/7, и работа эта никогда не кончается.

А еще… перестань спрашивать меня о грязных улицах Перми! Я знаю, что пермяки часто ругают свой город и за грязь, и за дороги, и за неудовлетворительную организацию городской жизни. Это просто глупо говорить о том, что Пермь не выглядит как Чикаго, или Лос-Анжелес, или как европейский город. Сравнивать нельзя и ожидать многого нельзя. Пермь - старый город с тяжелым климатом. Как я понял, пермская зима делает Монтану похожей на Флориду. Мы никогда не видели тающего снега в таком огромном количестве. И конечно, когда талый снег смешивается с грязью, то в городе появляется очень много грязных мест. Мы же это понимали. Не было такого, что не могли дождаться, когда домой вернемся. Запросто еще б на пару месяцев остались, может, когда все приелось - и стали бы видеть минусы города.

А еще, поправь меня если я не прав, мы почувствовали ностальгию россиян по имперским временам. Эмблемы и символы российской империи везде - и флаг, и орел, и корона, и портреты Николая II. Мы это видели в Екатеринбурге, в Перми, Соликамске, Чердыни. Везде, где были. Даже на куртках пермских спортсменов мы видели изображение имперского орла с короной. В сувенирных магазинах флаги с имперской символикой. Удивлен, что ты этого не замечала…Мне кажется, что если Путин декларирует себя царем, то русские его поддержат.

Прекрасное время, великое место! Когда мы вернулись, мои студенты были в некоторой депрессии. Около месяца ушло на акклиматизацию. Представляешь, 30 дней понадобилось, чтобы убрать из них русский дух и вернуться в родной американский мир.

Я обязательно вернусь, планирую долгую поездку в апреле 2017 года. И жену привезу, буду ее русифицировать! Ты тоже должна приехать в Пермь. Я тебе покажу твой Город. А ты все же узнай адрес пермской фабрики, где производят таких красивых женщин.

Все новости компаний