Город
  1. Город
 05 мая 2015, 12:07  

Спастись за 60 минут: в Перми открылось более 20 квеструмов

Спастись за 60 минут:  в Перми открылось более 20 квеструмов

В Перми набирает обороты увлечение «квеструмами». Формат игр, когда участникам предлагается за ограниченное время – обычно за 60 минут – найти выход из комнаты, решая головоломки с помощью подручных предметов, перенят из жанра компьютерных игр

Escape the room («покинь комнату» – «bc»). Родоначальником считается компьютерная игра 1994 года – Noctropolis. В реальность формат перенесли в 2007 году сначала в Японии, затем в европейских странах, а с 2013 года он стал набирать популярность в России. В Перми с лета прошлого года одновременно две команды организаторов создали первые квеструмы, и за несколько месяцев их число превысило 20. К открытию планируется ряд новых «комнат». «В Перми все получилось сконцентрировано: как только тенденция дошла до нас, ею сразу занялись множество предпринимателей. Кто-то успел чуть раньше, кто-то чуть позже, но в целом плотность получилась очень большая, как, например, с кофе to go в свое время», – считает руководитель квеста Escape Елизавета Залесская.

По словам экспертов, причины разные: во-первых, пермякам уже поднадоели привычные развлечения – походы в кино, в кафе. «Квеструм – это особое интеллектуальное времяпрепровождение, позволяющее проявить смекалку, а бары не дают возможности раскрыть себя», – говорит Юлия Гранатова, начальник сектора инвестиций и PR инновационного центра «МОЗГОВО» ПГНИУ. Во-вторых, такой досуг позволил объединить интересы разных людей. «Те, кто предпочитает активный отдых – пейнтбол, лазертаг, не всегда собирают команду для игр, – поясняет Влад Гольцер, совладелец Квеструма «QR». – Те, кто устал играть в ночные городские игры по типу Encounter или Dozor, приходят, чтобы «их мозг не умер». Кроме того, чтобы «выйти из комнаты», не нужно готовиться заранее – нет необходимости собирать рюкзак в поход, готовить автомобиль, наглаживать рубашку… Минимум затраченного времени на подготовку». «Индустрия развлечений в Перми скучная и «дырявая», а людям нужны впечатления, – говорит Александра Сиднева, руководитель маркетингового агентства Like Marketing. Квеструмы у нас пошли от «Дозора», и все создатели, в основном, с «Дозором» в той или иной мере связаны».

Сквозь огонь и воду

У российских и пермских квеструмов есть свои особенности, часть из которых объясняется менталитетом. «У нас прочность стен особо высокая – российские посетители могут найти выход из любой ситуации и, если потребуется, сломают стену, – говорит Юлия Гранатова. – Доля шутки здесь есть, но в нашей практике такое было». Эксперты сходятся в том, что пермские организаторы стараются смотреть на столичных собратьев и подтягиваться до их уровня.

«Все крупные участники рынка в Перми – местные, – говорит Елизавета Залесская. – Если почти в каждом другом городе-миллионнике можно найти, например, квесты «Клаустрофобии» и парочку других, более мелких франшиз, то в Перми их нет». Кроме того, пермские проекты пока придерживаются классических образцов этого искусства, считает г-жа Залесская: важна история, много внимания уделяется антуражу, уже почти все стараются делать свои квесты техничными».

Уникальность Перми в том, что организаторы «комнат» стараются обыгрывать местную культурную жизнь. «В Перми есть квест, который построен исключительно вокруг местной истории: это Escape Perm с квестом «На развалинах культурной революции» и готовящимся «Пермским метро». В других городах мы такого не встречали, люди, как правило, используют известные сюжеты из фильмов, книг», – говорит Елизавета Залесская.

«Мы сами являемся разработчиками игр и поэтому не ограничены в выборе сюжетов франшизой или чужим сценарием. Главное при выборе сюжета квеста – это то, насколько интересно было бы оказаться на месте тех или иных персонажей. Идеально подходят детективные сюжеты, фантазийные миры, головоломки и фильмы про ограбления и аферы», – говорит Юлия Гранатова. «Тема должна легко визуализироваться в голове у человека, который слышит название. Например, «тюрьма». Все понимают, что это решетки, нары, отстойник, милицейская форма и прочее. Очень хорошо идет тема с зомби, психушкой, казино и т.д.», – поделилась Александра Сиднева.

По словам экспертов, главное – сделать все так, чтобы была загадка, и технологии уходят на второй план. Если для темы выбрано «Средневековье», то априори машинок на радиоуправлении быть не должно. «Основная технология, которую мы используем, – микроконтроллер. Комната полностью автоматизирована, ей управляет довольно сложная компьютерная программа на C++. Как только комната запущена, задача оператора – следить за действиями игроков и включать своевременно подсказки», – говорит Влад Гольцер.

«Нужно обязательно обращаться к специалистам. Когда имеешь дело с развлекательной индустрией, надо всегда помнить о безопасности людей. А в целом, электрики, сварщики, монтажники – ваши лучшие друзья, в ход идет все. Очень много вещей приходится выдумывать с нуля, так как на это нет готовых решений», – поясняет Александра Сиднева.

Естественный отбор

Стоимость участия в квесте колеблется: в среднем в Перми она составляет 400-700 рублей с человека.

По мнению Александры Сидневой, пермский рынок «квеструмов» развивается стихийно, и проявляется это, прежде всего, в цене. «Приходят все новые и новые конкуренты. Барьеры входа на рынок очень низкие, компании друзей скидываются своими кровными, сами делают ремонт, экономят на продвижении, но делают по-настоящему качественные и душевные квесты. Чтобы выжить, они уже на старте дают низкую цену (делают огромные скидки). Потребители к этому привыкают и уже избирательнее относятся к более дорогим квеструмам. Тем, в свою очередь, нужно доказать, почему они стоят дороже. Полагаю, цены будут выравниваться, но на более низком уровне, чем сейчас», – говорит г-жа Сиднева.

Размер инвестиций для открытия «квеструма» также разный, это зависит от сценария и наполнения «комнаты». Часть игрового пространства может создаваться силами организаторов, что экономит первоначальные затраты. Популярна схема, когда компания друзей вкладывает свои деньги, привлекает заинтересованных инвесторов со стороны и открывают комнату. Кредиты под эти цели предприниматели стараются не брать.

«Видела комнаты со стоимостью вложений 50-70 тысяч рублей, и они были классными по реализации, загадкам, технологиям. Чувствовалось, что люди с душой делали, и не замечаешь, что где-то экономили. Встречались квеструмы на ту же стоимость, которые из себя представляли склад-магазин товаров из ИКЕА: создатели даже не потрудились штрих-коды и бирки убрать», – комментирует Александра Сиднева.

Как говорят эксперты, проект становится окупаемым в течение 1-3 месяцев, в зависимости от его продвижения и соответствия запросам посетителей. Выгодно держать несколько локаций: здесь наблюдается прямая зависимость – чем их больше, тем быстрее квесты начнут приносить прибыль.

«Затраты, которые несет квеструм: аренда помещения, плата за интернет, воду, хозрасходы. Количество команд, а значит, и прибыль, зависит уже от продвижения. Мы в своей работе использовали только интернет – и не прогадали: планируя свой досуг, люди используют в основном интернет, а там мы спокойно поджидаем и в нужном месте показываемся», – говорит г-жа Сиднева.

Варианты для размещения игрового пространства разные: в ход идут офисные, складские или торговые площади с хотя бы минимальными условиями комфорта – туалет, раковина, кулер, место, где можно раздеться, и зона отдыха. Здесь важно территориальное расположение: студенты и школьники, которые составляют не менее 40% от дневного трафика и не менее 25% от общего трафика, не поедут на окраину города.

Эксперты говорят о том, что тренд escape-комнат будет модифицироваться. «Мы, как разработчики игр, видим будущее в проведении корпоративных игр на 50-100 человек одновременно и в организации индивидуальных квестов. Но этот путь только для тех, кто придумывает квесты самостоятельно. Работая по франшизе, можно расширяться, только захватывая новые территории и открывая комнаты по другим сценариям, так как проходить дважды один квест не имеет смысла», – считает Юлия Гранатова. «Формат квеструма постепенно станет привычным, и будут скорее появляться развлечения, похожие по формату, но делающие акцент на других вещах. Например, в столицах уже появляются различные лабиринты, экшн-игры а-ля «Форт Байярд», где важна физическая составляющая», – говорит Елизавета Залесская.

Источник фото: flickr.com, B Rosen

Все новости компаний