Город
  1. Город
 13 апреля 2015, 17:00  

«Такое искусство может быть опасным» – пермяки о стрит-арте «Гагарин. Распятие»

«Такое искусство может быть опасным» – пермяки о стрит-арте «Гагарин. Распятие»

Стрит-арт Александра Жунева «Гагарин. Распятие», появившийся 12 апреля на фасаде жилого дома в центре Перми, вызвал шквал негодования пермяков и даже спровоцировал депутата Пермской городской думы Юрия Уткина на подачу заявления в полицию. Впрочем, многие открыто выражают свою поддержку художнику, иронически замечая, что рисунок с Гагариным со стены дома исчез с космической скоростью, зато «украшающие» её «тэги» никто стирать не собирается.

Business Class спросил у депутата Заксобрания, председателя городского Совета ветеранов, стрит-арт-художника и руководителя астрономического клуба, что они думают о работе Александра Жунева.

Первый секретарь пермского крайкома КПРФ Владимир Корсун считает стрит-арт «Гагарин. Распятие» «кощунством» и даже проводит параллели с акцией группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве.

Владимир Корсун, депутут Законодательного собрания Пермского края:

- У нас в центральном храме православия в Москве можно позволить устраивать разные выходки – это тоже считается вполне нормальным. Поэтому я уже не удивляюсь, что в Пермском крае люди от культуры позволяют себе в день космонавтики такое кощунство. У меня даже в голове не укладывается, что это можно назвать искусством.

Председатель городского совета ветеранов Евгений Зубков также негативно отнесся к стрит-арту Жунева, однако отметил, что предыдущие работы автора были неплохи.

Евгений Зубков, председатель городского Совета Ветеранов:

- Когда мы делали пешеходную улицу на Кирова, у него (Александра Жунева – bc) была неплохая работа, посвященная космосу. Чего это ему вдруг в голову ударило? Не надо было привязывать одно к другому. Гагарину вполне достаточно своей славы и без Христа. Я не знаю, как это можно охарактеризовать. Кто знает, что у людей в голове? Гагарин не нуждается ни в каких религиозных сравнениях.

Стрит-арт художник Виктор Ершов, известный своими работами «Исторические Re:Марки», победившими на конкурсе «Экология пространства» в 2012 году, считает, что реакция на работу Жунева «обнажает настоящие пороки в обществе».

Виктор Ершов, стрит-арт художник:

- Это достаточно провокационная работа. Сам бы я на такое не решился, потому что лично знаю людей, чьи чувства я мог бы задеть такой работой. Наверное, Александр догадывался, что будет какой-то резонанс, но для меня неожиданно, что он настолько сильный. Я прекрасно понимаю, что автор хотел этим сказать, и в чем-то с ним согласен. Подобные работы заставляют проявляться внутренние противоречия, которые есть в нашем нынешнем обществе. Ведь если человек начинает реагировать ненавистью, значит, ему самому есть над чем работать, над собой. И смотреть на себя. А когда человек начинает в ответ проявлять агрессию, то возникает вопрос – а достоин ли он сам тех ценностей, которые защищает? Всегда, когда растёт ненависть, есть серьезный повод задуматься. А если общество реагирует болезненно, значит, у него что-то болит. Кроме того, по моему мнению, эта работа показывает, где находятся границы религиозности. Реакция на нее - это ещё один показатель близости советской идеологии к религии. Люди говорят: «Не трогай Юру!» - и это показывает, что границы ценностей стираются. Соединение этих двух образов показало, что на практике они оба в каком-то смысле являются религиозными ценностями. Но мне кажется, работа эта не про Гагарина (замечу, в работе нет ни его лица, ни имени), не про распятие, и уж тем более не про казнь. Здесь просто использованы определенные символы, и для воскрешения тут тоже есть место.

Лауреат конкурса «Учитель года-2014», руководитель астрономического клуба «Телескоп» Сергей Полищук считает, что работа затронула чувства как людей верующих, так и просто патриотично настроенных граждан, что вызвало острый конфликт.

Сергей Полищук, руководитель астрономического клуба «Телескоп»:

- Автор, безусловно, задел болевую точку общественного сознания. Если об этом граффити говорят, значит, искусство удалось. Но такое искусство может быть опасным. Прежде всего, для самого автора. Все зависит от того, как общество это примет. А люди порой не могут отстраниться и посмотреть на это под другим углом зрения. Здесь затронуты два глубоких архетипа нашей культуры. Крест - символ жертвы Иисуса Христа. Героический поступок Бога, который дал верующим надежду на вечную жизнь и освобождение от греха. Гагарин, как символ и герой советской эпохи, открывший космическую эру. Причем в сознании людей эти два героя всегда представляли собой гордость и величие, а с другой стороны, через эти образы происходил общественный конфликт между христианской верой и атеистическим мировоззрением. Христиане оскорблены тем, что на месте Христа Ю.А. Гагарин. Люди атеистического мировоззрения оскорблены тем, что образ Гагарина на кресте «снижен». Здесь не видно его героизма. Он здесь обесценен, как и образ Христа - вне Христа нет позитивного понимания символа креста. В общественном сознании две эти культурные линии могут уживаться, если существуют параллельно. Если их сталкивают, то происходит конфликт. Автор граффити на этом и сыграл.

Напомним, работа Александра Жунева «Гагарин. Распятие» появилась в Перми 12 апреля. Сам художник объясняет появление произведения стечением «календарных обстоятельств» - совпадением православного праздника Пасхи с Днем космонавтики, что показалось ему символичным. «Наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикад, пытаясь отвоевать свою долю влияния на умы. Работа «Гагарин. Распятие» - моя попытка говорить на тему этого многовекового противостояния языком современного искусства» - пояснил художник.

Все новости компаний