Газета
  1. Газета
 06 апреля 2015, 13:20  

В бизнесе ставлю точку

В бизнесе ставлю точку
Константин Окунев, лидер движения «Выбор», – о выходе из бизнеса, участии в выборах и присутствии в информационном поле.

Стало известно, что «Добрыня» выставила на продажу все свои активы. Говорит ли это о том, что вы решили поставить точку в бизнесе?
– Да, я бы хотел поставить точку. В современной России бизнес никому не нужен. Подчеркиваю, никому. Ни государству, ни людям. В обществе постоянно поддерживается градус ненависти, меняется лишь образ врага. Украинцы, проворовавшиеся губернаторы, некомпетентные мэры городов… В этом же ряду и бизнесмены, которые изображаются кровопийцами, торгашами, врагами общества. Как-то уже забылось, что предприниматели – это тот самый средний класс, который является опорой для любого цивилизованного государства.
Сегодня если ты не монополист, если нет дружбы с губернатором, а ты к тому же имеешь активную гражданскую позицию, то заниматься предпринимательством очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому у меня есть желание выйти из активной фазы бизнеса.

В первую очередь это связано с проблемами вокруг сети «Добрыня»?
– Конечно. Я уже достаточно давно не принимаю непосредственного участия в этом проекте, но когда увидел, что происходит, не мог остаться в стороне. Очень трудно смириться с ситуацией, когда видишь атаку, понимаешь, кто ее организовал и какие государственные структуры помогают воплотить эту агрессию рейдеров в жизнь… Про роль судебных приставов в истории я уже много раз говорил, не хочу повторяться.
Как можно заниматься бизнесом, если сегодня прокуратуру в разговорах между собой предприниматели называют «стол заказов»? Когда работники «ока государева» участвуют в конфликтах, принимают одну из сторон. Конечно, есть и положительные примеры в работе надзирающих органов, но, к сожалению, их число уменьшается.
Подобное отношение государства убивает бизнес. Нельзя придерживаться позиции «на наш век хватит», а это происходит сплошь и рядом. Никто не думает о перспективах. Эти персонажи живут в своем мире, не желая видеть из кабинетов реальные проблемы людей.

На ваш взгляд, в чем главная причина, убивающая бизнес?
– В войне всех против всех. Власть и общество морально деградировали, все готовы кидать всех. Поэтому любая компания сегодня может подвергнуться нападению. Еще 10 лет назад рейдеров интересовали только крупные организации, и на их атаку требовалось высокое соизволение. Сейчас это может коснуться любого бизнеса с мало-мальски существенным оборотом. Действительно, перспектив у предпринимательства я не вижу, не случайно все молодые как один хотят становиться или чиновниками, или силовиками.

Если вернуться к вашим планам – уйдя из бизнеса, планируете ли сосредоточиться на политике?
– На общественной деятельности.

Будете участвовать в выборах?
– Это один из элементов общественной деятельности. Конечно, не исключаю своего участия. Страна сейчас находится на переломном этапе. Надеюсь, что Путин и его ближайшее окружение осознают, что историей с Крымом, санкциями и т.п. запущены процессы, которые я бы назвал эволюционно-радикальными.
Лично я уверен, что без кардинального изменения внутренней политики сохранить страну не удастся. Сегодня многие экономисты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации – увеличение безработицы, спад инвестиций, скачки валюты – с пиком в 2016 году. Власть должна реагировать адекватно. В этой связи рецепта всего два: здоровая частная инициатива и честная конкуренция. Поэтому будут послабления, в том числе в регионах. Вновь вернется реальная политическая борьба, прямые выборы мэров и губернаторов.

Но сейчас ведь этого не происходит?
– Сила инерции велика. Федеральным властям, чтобы удержать ситуацию, все равно придется стравливать пар недовольства. И это будет происходить именно в регионах. Кроме всего прочего, не надо забывать, что недовольство ситуацией есть не только внизу, но и вверху. Российские элиты также недовольны санкциями, налагаемыми ограничениями. Жизнь-то одна, и мириться с тем, что она изменилась, согласны далеко не все. По Евангелию ведь там никто не живет. То есть пойдет недовольство сверху, плюс давление снизу. В общем, уверен, что грядет возвращение демократических институтов. Важно, чтобы те люди, которые принимают в России окончательные решения, быстрее поняли, что они не боги и способны ошибаться.

Если допустить перемены, то связаны ли ваши планы с выборами в Государственную думу?
– Чтобы выступать перед пустым залом и смотреть, как помощники депутатов голосуют за всех сразу? Какой смысл? Хотя принцип формирования думы – 50% по одномандатным округам, 50% по партийным спискам – оставляет надежды на то, что туда попадут нормальные люди. В общем, будем взвешивать, смотреть.
Точно не вижу себя в Пермской думе. Что касается Законодательного собрания края, то я отработал в парламенте два созыва. Какой смысл снова заходить в одну и ту же реку?
Не правы те, кто считает, что я без этого не могу. Сейчас у меня нет депутатского мандата, и что? Окунева мало в региональной политике? Мои идеи не обсуждают в СМИ? Ответы очевидны. Я точно знаю, что мои посты в FaceBook читают в администрации Президента России, а в Перми и не по разу перечитывают (смеется). Да, завтра от этих сообщений ничего не изменится, но ведь придет послезавтра. Времена меняются, и нужно быть готовым к переменам.

Все новости компаний