Газета
  1. Газета
 15 декабря 2014, 13:20  

Дороже, но дешевле

Дороже, но дешевле
Депутаты и КСП нашли способ повысить стоимость проезда в общественном транспорте на 3, а не на 5 рублей. Одни перевозчики говорят, что жить можно, другие просят больше.

Члены комитета по экономическому развитию Пермской думы решили не поднимать цену на проезд в общественном транспорте до уровня 18 рублей. Именно такой тариф предлагала принять администрация. В качестве довода в пользу индексации сразу на 5 рублей Илья Денисов, начальник департамента дорог и транспорта, приводил расчетную стоимость проезда на автобусах и троллейбусах, которая, по его словам, составляет 18 рублей, а на трамваях – 28 рублей.

В преддверии обсуждения на заседаниях комитета вопрос стал предметом активных политических консультаций. Почти сразу стало понятно, что большинство депутатов не готово поддерживать 5-рублевую индексацию, консенсус был найден на тарифе в 16 рублей.

В ходе обсуждения в официальном формате была приведена и аргументация. Возможность повышать стоимость проезда на сумму меньше запланированной объяснялась двумя факторами. Во-первых, снижение объемов работы транспортной отрасли, а также приведение показателей, входящих в методику расчета, в соответствие с действительностью. В частности, в методике заложен средний срок амортизации техники в 7 лет, тогда как средний возраст автобусов, обслуживающих пассажиров, – 13-14 лет. В результате сочетания обоих пунктов уменьшается объем субсидий, перечисляемых перевозчикам из бюджета. Использование этих «резервов» позволяет повысить стоимость не до 18, а до 16 рублей.

При обсуждении тарифа речь в очередной раз зашла о необходимости внедрения электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). Депутаты неоднократно подчеркивали, что система позволила бы сделать обоснование тарифа более прозрачным и затягивание ее внедрения идет не на пользу отрасли. Наиболее красноречиво высказался на эту тему Арсен Болквадзе: «Деньги на оплату проезда берутся из зарплаты, которая растет не так быстро, как тарифы. Мы сможем снизить расчетный тариф, когда приведем методику его формирования в соответствие с реальными данными, а для этого необходима ЭСОП. Эта система уже внедрена и работает в городах, которые по многим параметрам проигрывают Перми, а мы говорим о ней, как о какой-то космической технологии. Как говорится, если звезды зажигаются, это кому-то нужно, а если не зажигаются, значит, их кто-то тушит», – заявил он.

Илья Денисов рассказал, что у администрации «есть большое желание начать внедрение электронного билета в следующем году». И добавил, что планируется пилотный проект по созданию таких билетов для школьников, над которым департамент дорог и транспорта работает совместно с департаментом образования. В качестве гарантии, что ЭСОП появится, как и запланировано, в апреле 2015 года, чиновник напомнил, что в конкурсах по распределению маршрутов, которые объявлены на сегодняшний день, уже прописано требование о наличии в автобусах приборов учета пассажиропотока.

Депутаты также отметили, что низкая стоимость проезда в общественном транспорте – «одно из немногих социальных достижений Перми», и цены хоть и надо повышать, «но не на 40%, а максимум на 25%». Поскольку такие возможности были найдены, депутаты единогласно решили ими воспользоваться.

Александр Стерлягов, перевозчик:
Мы работаем в отрасли, которая касается большого количества населения, поэтому тариф должен быть, в первую очередь, социально ориентирован. Даже при том, что цены на топливо только растут, я против чрезмерного повышения тарифа и стоимость проезда 16 рублей считаю более справедливой. Повышать тариф на социально важную услугу на 40% – это неправильно. Аргументируя в пользу повышения цен, часто приводят в пример Казань и Екатеринбург, где стоимость проезда значительно выше, чем в Перми. На мой взгляд, эти сравнения некорректны, поскольку мы не знаем, платят ли в этих городах субсидии перевозчикам, а если платят, то в каком объеме.

Сергей Фадеев, перевозчик:
Я к инициативе установить стоимость тарифа 16 рублей отношусь отрицательно. Нужно дать бизнесу возможность развиваться, а это невозможно даже при тарифе 18 рублей. Вкладывать деньги в развитие бизнеса реально в том случае, если стоимость проезда будет составлять 20-23 рубля.

Трамваю на проезд

МУП «Пермгорэлектротранс» необходима муниципальная гарантия на получение кредита в размере 250 млн рублей сроком на три года. Иначе предприятие обанкротится в течение нескольких месяцев, заявил замглавы администрации Виктор Агеев на заседании комитета по экономическому развитию. По его словам, у города нет возможности единовременно выделить предприятию средства для покрытия кассового разрыва.

Г-н Агеев также отметил, что если предприятие самостоятельно справится с выплатой кредита, выделенные средства будут перераспределены, однако сама формулировка займа («без права регрессивного требования») предполагает, что расплачиваться с банком предстоит муниципалитету. Средства на предоставление ПГЭТ гарантии – 312 млн рублей – предусмотрены в проекте бюджета на 2015-2017 годы. Проценты по кредиту должны составить не более 62 млн рублей. В условиях конкурса обозначат требование к кредитным организациям не изменять ставку по кредиту в течение всего срока выплат.

По рекомендации департамента управления и аналитики думы программу по оздоровлению экономики ПГЭТ, прилагаемую к проекту решения о предоставлении гарантии, дополнят. В ней будет прописана личная ответственность руководителя ПГЭТ Александра Филиппова за реализацию предложенных мер в части управленческих решений. Кроме того, в программе должно быть обозначено, что конечная цель оздоровления предприятия – его безубыточность. Начальник департамента Лев Гершанок пояснил, что под безубыточностью в данном случае понимается не полный отказ от субсидий, а отсутствие необходимости дополнительного финансирования на покрытие новых долгов и тому подобных расходов.

Проекты решений об установлении нового тарифа на поездки в общественном транспорте и предоставлении ПГЭТ муниципальной гарантии на получение кредита будут вынесены на пленарное заседание гордумы в декабре.

Олег Бурдин, депутат:
- Обоснованный транспортный тариф для трамвая – 28 рублей, мы устанавливаем 16 рублей.
Таким образом, ГЭТ мы все равно не спасаем. Давайте тогда проезд в трамваях сделаем бесплатным для детей и стариков, раз предприятие в любом случае движется к банкротству.

Владимир Плотников, депутат:
- Несколько лет ГЭТ загоняли в банкротство, теперь его надо поддержать. Более того, я считаю, что его нужно развивать и создать на базе ГЭТ муниципальное автопредприятие. Оно станет «страховкой» на случай, если отдельные перевозчики, выигравшие конкурсы, будут исполнять свои обязательства не совсем добросовестно.

Все новости компаний