Но соглашение будет

Вопрос о налоговых льготах на имущество «Газпрома» в Пермском крае — самый острый в весенне-осеннем сезонах работы краевого парламента. Для подтверждения этих слов достаточно вспомнить появляющиеся и исчезающие бюллетени тайного голосования на майском заседании, а также сорванный кворум в сентябре. Именно из-за налоговых льгот депутат Алексей Бурнашов заметил в апреле, что краевой парламент стал «местом для дискуссий». Нынешняя пленарка не стала исключением.

Прения по вопросу налоговых льгот начались еще на этапе обсуждения повестки. Председатель профильного комитета по экономическому развитию и налогам Елена Гилязова предложила перенести рассмотрение вопроса на ноябрьское заседание. Она аргументировала свою позицию тем, что инвестиционное соглашение «Газпрома» с Пермским краем (одно из условий положительного голосования во втором чтении, предложенное «защитниками» льготы) еще не подписано. На это возразил вице-премьер правительства Алексей Чибисов: «Проект соглашения подписан Алексеем Миллером, поэтому можно считать, что все договоренности достигнуты».

Рассмотрение самого «газового» вопроса заняло без малого час. Главным аргументом «противников» оставалась неготовность соглашения. «Геннадий Петрович (Тушнолобов — ред.), вы сказали, что если соглашение на момент рассмотрения вопроса во втором чтении не будет подписано, вы сами будете предлагать не голосовать «за». В чем сейчас дело?» — обратился к председателю правительства депутат Дмитрий Скриванов. «Вы сами понимаете, что бизнес строится на принципах, надежности и привлекательности. То, что г-н Миллер соглашение подписал, говорит о том, что документ надежный. Льгота дается только на один год, мы же получим инвестиции. Отказаться от этого — даже не знаю, какое слово подобрать для эпитета», — парировал г-н Тушнолобов.

Выбивающейся из череды похожих вопросов была реплика депутата Владимира Корсуна. Он процитировал интервью своего коллеги Николая Дёмкина, сказавшего, что если требуемых документов не будет, то он проголосует «против». «Слово нужно держать, Николай Иванович!», — высказал упрек г-н Корсун. Эмоционально прозвучало и выступление депутата Александра Флегинского, который заявил, что его мнение о льготе прошло эволюцию от резкого «против» до обдуманного «за»: «У меня при разговорах о льготе возникает аллегория, как крепостной барин выбирает себе служанку. Туда посмотрели, сюда посмотрели — ничего не нравится. «Газпром» – это большой бизнес, и он пойдет туда, где ему выгодней. У меня есть убеждение, что нужно голосовать «за». Вообще, я бы сделал большие преференции для бизнеса и установил налоги не в 14%, а в 9%», — завершил свой монолог г- Флегинский.

Итог рассмотрения вопроса: закон о льготе «Газпрому» принят во втором чтении. 43 парламентария проголосовали «за», 6 — «против», 10 воздержались. Как заверил депутатов Геннадий Тушнолобов, в первой половине ноября  соглашение между «Газпромом» и Пермским краем будет подписано, и к заседаниями комитетов ЗС его представят депутатам.

Правило «золотого бюджета»

Самый важный финансовый документ региона – бюджет Пермского края на 2014-2016 гг. — был принят в дополнительное время. Депутаты приступили к его рассмотрению только отработав час сверх установленного регламентом срока. Бюджет обсуждали, продлевая два раза заседание на полчаса. Поэтому доклады Геннадия Тушнолобова, министра финансов Ольги Антипиной, председателя КСП Юрия Новоселова и председателя комитета по бюджету Елены Зыряновой были максимально короткими. Меньше вопросов задавали и депутаты. По выражению г-на Флегинского, к этому моменту у них «притупились умственные способности».

Геннадий Тушнолобов пообещал парламентариям, что госпрограммы, на основе которых строится бюджет, правительство ко второму чтению приведет в порядок, чтобы соответствовать расходам бюджета и заявленным результатам. Отвечая на вопрос Елены Гилязовой о низких темпах инвестиций в 2015-2016 годах, г-н Тушнлобов отметил, что в Пермском крае самые большие среди субъектов Приволжского федерального округа показатели по инвестициям в абсолютном объеме и в пересчете на численность работающего населения и жителей. Председатель правительства заверил депутатов, что Фонд софинансирования расходов останется, только превратится в единую субсидию, которая будет распределяться на прежних принципах. «Бывает, муниципалитеты копят по три года объемы средств ФСР, чтобы затем потратить. Пусть получают ФСР каждый год и учатся планировать», — отрезал Геннадий Тушнолобов.

Владимир Корсун, как и при голосовании по льготе «Газпрому», высказался, что не поддерживает предложений правительства и «вместе со многими депутатами считает, что бюджет сверстан на скорую руку».

Корсун оказался единственным, кто собирался голосовать против. В этой связи странно звучало заявлении главы фракции КПРФ о том, что депутаты-коммунисты единогласно поддержали проект бюджета. Такое же решение приняла самая крупная фракция — партии «Единая Россия». В итоге бюджет был принят в первом чтении. Его проект одобрил 51 депутат.

Кроме того, разбирая бюджет нынешнего года депутаты внесли рекомендации Правительству предоставить в срок до 1 ноября информацию о исполнении майских указов Президента, объемах средств для их реализации, и источниках покрытия дефицита, вызванного исполнением указов. Кроме того, парламентарии запросили у исполнительной власти информацию об объемах привлеченных заемных средств для покрытия бюджета в 2013 году.

При обсуждении бюджетного процесса исполнительная власть пошла на встречу оппозиции. Если раньше правительство пыталась оставить за собой право на «переброску» 15% в рамках гос.программ («люфт на разгильдяйство» в терминологии Алексея Луканина), то теперь поправкой губернатора закреплено 10%. Причем «перебрасывать» деньги можно только в рамках одной подпрограммы, «с садика на садик, и никак иначе», как пояснил Геннадий Тушнолобов.

Опыты по приватизации

Итогом без малого целого года дискуссий по поводу приватизации аэропорта «Большое Савино» стало одобрение краевым парламентом механизма приватизации, предложенного потенциальным инвестором, правда, с небольшими оговорками.

Суть механизма обозначил министр по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Андрей Шагап. «Законопроектом предлагается внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края» акции ОАО «Международный аэропорт Пермь». В настоящее время в собственности Пермского края находятся 100% акций аэропорта. Их продажа в соответствии со статьями 21-24 Федерального закона «О приватизации» в данном случае неприменима. Поэтому был выбран механизм реализации акций через аукцион. Это позволит получить наибольшую цену за объект, но в отношении покупателя невозможно установить каких-либо условий по внесению инвестиций в строительство и реконструкцию нового терминала. Осуществлять доверительное управление предприятием также не представляется возможным ввиду отсутствия нормативно-правовой базы на федеральном уровне, а правовое установление режима такого рода управления находится в ведении Федерации», — отметил министр.

Серьезной критике данный механизм приватизации подвергли Юрий Ёлохов и Юрий Борисовец. Оба депутата призвали вспомнить негативный опыт приватизации 90-х годов. «В те годы приватизация характеризовалась тремя вещами: никто ничего не знал о том, что именно приватизируется, цена приватизации всегда была минимальной и почти наверняка был известен победитель аукционов», — отметил г-н Ёлохов.

По мнению Юрия Борисовца, схема приватизации выглядит достаточно просто. «После того как мы даем инвестору 51% акций аэропорта, он вносит 1 млрд рублей. Входит в проектное финансирование с 30% от стоимости проекта и добирает в банке еще 2 млрд. Цена строительства за 3,7 млрд рублей 20 тыс. кв. м является завышенной. За эти деньги можно построить и 50 тыс. кв. м. В итоге 1 млрд возвращается, и компания на заемные средства строит аэропорт под залог нашего прибыльного предприятия», — разъяснил свою позицию г-н Борисовец.

Елена Зырянова предложила внести в инвестсоглашение отдельный пункт и обязать инвестора выкупить пакет акций с баланса корпорации по цене первоначальной оценки, чтобы избежать неэффективного управления ОАО «Корпорация развития Пермского края», которое в случае чего будет отвечать своими активами в виде акций.

Отвечая на вопрос депутата Елены Гилязовой о поступлении в бюджет средств от приватизации аэропорта, г-н Шагап пояснил, что продажа акций предприятия начнется после того, как новый аэропорт будет построен. Поэтому соответствующие доходы поступят в бюджет не раньше 2016 года. До этого акциями будет владеть «Корпорация развития».

«Все деньги от продажи акций перейдут в корпорацию, а потом в бюджет. Но при этом нам еще построят аэропорт без вложения бюджетных средств», — рассказал г-н Шагап. Также министр пояснил — согласно примерным оценкам, стоимость аэропорта составляет от 600 до 800 млн рублей.

Некоторые депутаты обеспокоились сроками ввода аэропорта в эксплуатацию, сорвать которые может процесс высвобождения земли для строительства терминала, и дело, начатое УФАС в отношении результатов конкурса по выбору инвестора. Земельные споры, по словам г-на Шагапа, могут завершиться через полгода. Что касается претензий УФАС, то они должны рассматриваться в течение трех месяцев и в случае необходимости продлиться еще на полгода. В итоге министр заметил, что сейчас действительно все на грани фола, но инвестор уверяет, что уложится в заявленные сроки, если решение о приватизации будет принято в двух чтениях в ноябре.

В ходе дискуссии несколько депутатов отметили налаживание конструктивного взаимодействия между ветвями власти по этому вопросу. «Практически все документы, которые мы запрашивали, можно было посмотреть и обсудить с правительством дальнейшие шаги в этом процессе. В результате обсуждения были сформированы четыре постановления, суть которых заключается в том, чтобы документально закрепить диалог, который состоялся между парламентом и правительством», — подчеркнула г-жа Гилязова.

О готовности вступать в диалог по этому вопросу упомянул и заместитель председателя правительства Алексей Чибисов. «С депутатами, которые считают эту схему противозаконной, мы готовы пообщаться отдельно и доказать обратное. Но если у них нет желания, мы, конечно, можем ругаться и в публичной сфере. Кроме этого, губернатор дал личное поручительство за то, что аэропорт будет сдан в эксплуатацию к концу 2015 года», — пояснил г-н Чибисов.

На важность этого вопроса в очередной раз указал председатель правительства Геннадий Тушнолобов: «Мы не должны допустить ту же ошибку, что и в 90-е годы, и все-таки реконструировать аэропорт. Я считаю, что это лицо нашего края и мы должны сделать его красивым, удобным и приятным».

В итоге вопрос о приватизации аэропорта был одобрен Законодательным собранием в первом чтении (37 — за, 10 — против, 7 — воздержались). Одновременно депутатам удалось добиться включения в состав «Корпорации развития» двух представителей парламента. Кроме этого, накануне пленарного заседания губернатор внес поправку, предусматривающую поступление дивидендов от продажи акций ОАО «Международный аэропорт Пермь» в краевой бюджет.