Газета
  1. Газета
 25 октября 2004, 00:00  

Суд превращают в конвейер

Виктор Цодикович: «Выбор Пермской области местом дислокации апелляционного суда – свидетельство положительной оценки деятельности прикамских судей».
Виктор Цодикович: «Выбор Пермской области местом дислокации апелляционного суда – свидетельство положительной оценки деятельности прикамских судей».

В ближайшем будущем в судебной системе Прикамья произойдут значительные изменения. С 2005 года начинает работу семнадцатый апелляционный суд. По просьбе «bc» об этих и других процессах, идущих в стенах Арбитражного суда Пермской области рассказал его Председатель Виктор Цодикович.

Какова Ваша позиция относительно нашумевшего законопроекта Совета Федерации по реформированию органов судейского сообщества?
– Считаю, что инициативы Сергея Миронова, если они будут реализованы, ослабят судебную власть. Те органы судейского сообщества, будущее которых поставлено на обсуждение, Высшая квалификационная коллегия, квалификационные коллегии субъектов Федерации, имеют достаточно широкие права в том числе и по прекращению полномочий судей. В сегодняшнем виде они имеют реальный вес для защиты судебной власти от давления на нее извне. Мы ведь уже согласились с теми реформами, которые были предложены группой Козака, когда в квалификационные коллегии ввели представителей общественности и Президента. Но г-н Миронов желает пойти еще дальше, лишив судей в коллегиях большинства. Но тогда это уже не органы судейского сообщества, а какие-то наблюдательные комиссии, которые будут стоять над судьями и принимать решения об их полномочиях, возможности их назначения и т.д. Мы считаем, что если эти инициативы будут одобрены, то провозглашенный Конституцией принцип независимости судебной власти можно будет считать фикцией.

Насколько обосновано утверждение спикера СФ о том, что эти меры необходимы для снижения уровня коррупции в судебной системе?
– Одни из самых главных органов судейского сообщества, занимающихся и защитой независимости судебной власти, и чисткой его рядов, фактически выводятся из лона судебной власти. Г-н Миронов предлагает съезду судей России предоставить возможность лишь выдвигать кандидатуры в состав ВКК, которые Президент может и не вносить, а может СФ не утвердить.

Чистка судейских рядов тождественна защите независимости судебной власти. К примеру, решение в отношении судьи арбитражного суда Будалина Е.П. и другие подобные решения квалификационных коллегий показывают, что это не просто слова – судебная система вполне способна к самоочищению. Есть требование Кодекса чести судей о том, что они при отправлении правосудия должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и породить сомнения в его объективности и беспристрастности. Квалификационная коллегия Пермской области, рассматривая вопрос о прекращении полномочий судьи Будалина Е.П., пришла к выводу, что совершенные им действия являются такими проступками. У меня нет никаких сомнений в такой оценке. Я думаю, что подобными проступками суды и судьи дают повод усомниться в том, что без пригляда сверху, со стороны структур г-на ли Миронова, или Администрации Президента, суды не способны самостоятельно принимать кадровые решения. Правосудие отправлять – пожалуйста. А на право решать внутрикорпоративные проблемы наложено табу.

Согласно неофициальным рейтингам, арбитражный суд Пермской области входит в пятерку лучших. Как Вы оцениваете работу вашего ведомства?
– Такой рейтинг, который бы расставлял по местам арбитражные суды, мне неизвестен.

Я бы не был настолько категоричен. Полагаю, что Арбитражный суд Пермской области работает нормально. Есть группа показателей, характеризующих работу суда, но эта не та система соцсоревнования, где можно присудить места и сказать, что этот – на первом месте, а тот – на втором. Потому что насколько многообразна деятельность арбитражного суда, насколько большое количество характеризующих деятельность суда критериев существует, настолько и велико количество конкретных условий, которые характерны для каждого региона. В прошлом году Арбитражный суд Пермской области оказался буквально завален огромным количеством исковых заявлений Пенсионного фонда.

По другим категориям дел мы также наблюдали значительный рост. Количество разрешенных дел превысило показатели 2002 года в два раза, составив 18,5 тыс. дел. Только за девять месяцев текущего года уже поступило почти 42 тыс. исковых заявлений. Я думаю, что анализ, который мы проводим, отслеживая количество поступивших заявлений и нагрузку, дает нам основание делать прогноз, что в этом году мы превысим 50-тыс. уровень. Те цифры, что я привел, иначе, как дикими, назвать нельзя. И я должен с удовлетворением отметить, что как в прошлом году мы справились с этой нагрузкой ценой неимоверных усилий, так и в нынешнем нет сомнений, что срыва не произойдет. По показателю нагрузки, по крайней мере, в прошлом году мы действительно находились на первом месте в России.

Такой уровень нагрузки отражается на качестве принимаемых судом решений?
– Если говорить о показателях, характеризующих качество принимаемых решений, т. е количество решений, отмененных в апелляционном порядке, количество судебных актов, отмененных в кассационной инстанции, то здесь таких рекордов, какие мы видим в количественном измерении потока дел, нет. Ведь эти показатели, по сути, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Очевидно, что когда мы работаем с тройной перегрузкой, то объективно уже присутствуют основания для того, чтобы большее количество дел рассмотреть в сроки, превышающие установленные АПК. Есть пределы возможного. Когда система настолько перегружена, понятно, что могут меняться не в лучшую сторону и показатели качества, может расти количество отмен принятых в первой инстанции решений. Суд, который работает в условиях такого жуткого конвейера, уже не совсем суд. Суд – это, прежде всего, возможность продумать решение, прежде чем его принять, а у нас судья рассматривает по десятку и более дел в день.

Но если говорить о рейтинге, то я думаю, что принятие решения о размещении 17-го апелляционного суда в Перми, в какой-то степени положительная оценка нашей деятельности. Потому что там, где суд субъекта Федерации работает плохо, нет никаких оснований для того, чтобы делать его базовым для создания органа, который бы давал оценку судебным актам, принятым в нескольких регионах страны.

На каком этапе находится работа по созданию в регионе апелляционного суда?
– Подписано соглашение между Председателем Высшего арбитражного суда и и.о.губернатора Пермской области Олегом Чиркуновым о размещении 17 апелляционного суда. В нем намечены сроки, в какие должны быть освобождены площади для апелляционного суда. Мы и относимся к третьей группе территорий по времени создания апелляционных судов: здесь они должны начать работу в течение 2005 года. На деле понадобится примерно год для того, чтобы решить все вопросы. Первый шаг, уже не из разряда технических, – объявление конкурса на должность председателя апелляционного суда. Этот конкурс должен быть объявлен Высшей квалификационной коллегией. После своего назначения председатель начнет формировать суд, вносить предложения в Высший арбитражный суд о кандидатурах зам. председателя, судей, председателей судебных составов. Все назначения на должности судей апелляционного суда будут проходить только через ВКК. В принципе, процесс может быть и более быстрым. Пленум Высшего арбитражного суда при назначении не менее трех судей может принять решение о начале его деятельности, так сформулировано в законе. Но я думаю, что в нашем случае тремя судьями никак не обойдется, потому что количество судей должно быть таким, чтобы была возможность реально справиться с объемами работы.

Как будет решаться вопрос с кадровым составом новой судебной инстанции?
– Известна ориентировочная штатная численность 17 апелляционного суда. Она определяется загруженностью судов, рассматривающих дела в апелляционном порядке. Учитывая, что в 17 апелляционный округ входят такие крупные арбитражные суды, как Свердловский, Удмуртский и наш вкупе с судом КПАО, которые в сумме в прошлом году рассмотрели в апелляционном порядке примерно 8 тыс. дел, прогнозируемая минимальная штатная численность – 48 судей. Это сопоставимо со штатной численностью арбитражного суда области – 55 судей. Следует отметить, что формирование нового суда будет происходить во многом за счет прикамских юристов, и в значительной мере из числа тех, кто уже имеет практику такой работы в Арбитражном суде Пермской области.
Все новости компаний