Газета
  1. Газета
 25 октября 2004, 00:00  

Рост сегмента

В 2004 году на рынке страхования Пермской области продолжаются процессы укрупнения компаний, доля местных организаций уменьшилась еще больше. Фоном для этого является рост всех основных показателей. По мнению экспертов, в структуре взносов существенную роль продолжают играть «нерыночные» схемы.
В 2004 году на рынке страхования Пермской области продолжаются процессы укрупнения компаний, доля местных организаций уменьшилась еще больше. Фоном для этого является рост всех основных показателей. По мнению экспертов, в структуре взносов существенную роль продолжают играть «нерыночные» схемы.

Сегодня, наконец, становится возможным абсолютно объективно оценить рынок страхования Пермской области. Уникальность приведенного ниже анализа состоит в том, что в нем впервые учтены сведения обо всех субъектах, присутствующих на рынке: как о собственно региональных страховщиках и филиалах инорегиональных компаний, так и о страховщиках, действующих в Прикамье через представительства и агентов. Принципиальное различие между двумя последними группами игроков состоит в том, организуется ли при этом юридическое лицо (филиалы) или нет (представительства, агенты). Характеристики последнего типа участников рынка никогда ранее не были доступны, и, соответственно, картина рынка была неполной.

Общий объем взносов, собранных на территории Пермской области в первом полугодии 2004 года, составил 2,6 млрд. рублей. При этом превалирующая доля на рынке страхования Прикамья принадлежит имущественному страхованию и страхованию жизни (37% и 28% соответственно).

Рынок страхования Пермской области по-прежнему характеризуется высокими темпами развития. Как заявил в интервью «bc» директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей Саватюгин, страхование как в целом по России, так и в Прикамье в частности в 2004г. является одним из самых динамичных сегментов финансового рынка. Активный рост сбора премий в первом полугодии был характерен для ряда региональных страховщиков. Например, уже за истекшие полгода СК «Новомет» превысила показатели 2003 года на 20%. Впрочем, это неудивительно: в прошлом году компания впервые вышла на рынок и постепенно наращивает обороты. Но и для ряда «старожилов» рынка характерна аналогичная тенденция. Так, за январь-июнь 2004 года СК «Колорадо» собрала 95% от объема сборов в 2003г., ОАО «СК «Урал-АИЛ» – 82,7%. Также значительно увеличивают объемы своей деятельности СК «Медиполис» и «Пермь-Амрита».

Инорегиональные компании также стремительно наращивают объемы сборов на рынке Пермской области. По данным Федеральной службы страхового надзора, объем взносов, собранных только филиалами, составил 1,5 млн. рублей, что практически в полтора раза превышает показатель января-декабря 2003 года, притом, что число операторов рынка этой категории снизилось. В этих условиях произошедший прорыв был обеспечен рядом филиалов, в разы увеличивших свои сборы. В качестве примера можно привести результаты «Национальной страховой группы» – увеличение взносов в 29 раз, СК «Жива» – в 17 раз, «Гута-Страхование» – почти в 5 раз.

Одной из причин развития рынка является рост объемов кредитов, выдаваемых под залог недвижимости или имущества. Если принять во внимание, что в последний год экспертами регистрируется настоящий бум потребительского кредитования в Пермской области, то влияние этого фактора на расширение страхового рынка станет очевидным.

Однако региональные страховщики воспользоваться этим в большинстве случаев не могут. Во-первых, условием кредитования может являться страхование имущества в компании, находящейся в той же финансовой группе (например, связка банк «Уралсиб» – СГ «Уралсиб»), во-вторых, региональные страховщики не соответствуют ряду требований, предъявляемых к ним банками.

Всего в первом полугодии 2004 года на рынке страхования Пермской области присутствовали 102 субъекта. Из них только 14 страховщиков зарегистрированы на территории Пермской области, и еще 32 имеют в нашем регионе филиалы. Остальные участники рынка действуют на страховом рынке Прикамья через представительства и агентов. Такие игроки имеют ощутимый численный перевес: по итогам первого полугодия 2004 года их было 56. Для последних зачастую характерна концентрация усилий на одном виде страхования: жизни, имущества либо ОСАГО.

Расстановка сил, очевидно, по-прежнему складывается не в пользу региональных компаний: их доля на рынке остается невысокой. По итогам первых шести месяцев страховщики Прикамья собрали лишь 24% всех премий, в то время как на долю филиалов инорегиональных компаний пришлось 60% взносов, на долю компаний, действующих через представительства и агентства – 16%.

Причинами низкой рыночной доли пермских компаний стали как небольшое количество региональных страховщиков, так и относительно невысокие масштабы их деятельности, не имеющие суммарно тенденции к росту. Так, в десятку крупнейших игроков рынка по итогам полугодия попал только один пермский страховщик – ОАО «СК «Урал-АИЛ». Причем, компания активно продвигается и за пределы Прикамья, на сегодня действует 9 филиалов в регионах России. И по словам генерального директора ОАО «СК «Урал-АИЛ» Нины Чудиновой на 2005 год запланировано открытие новых филиалов, увеличение штата сотрудников.

Примечательно, что сфера интересов пермских игроков сосредоточена на сегментах личного и имущественного страхования, несколько в ущерб страхованию жизни. По сравнению с 2003 годом в структуре собираемых пермскими страховщиками премий произошли значительные изменения. Снизилась доля страхования жизни за счет увеличения сборов по личному страхованию и страхованию имущества.

В течение I полугодия 2004 года с рынка Пермской области ушли несколько региональных страховщиков. Это «Первое общество страхования профессионалов», «Энергоамэкс», «Ларец» и «Интермед». Кроме того, начиная с 2004 года, СК «Росгосстрах-Пермь» и СК «Пермь-АСКО» осуществляли свою деятельность под маркой ООО «Росгосстрах-Поволжье». Но по словам и экспертов и участников рынка, ни о какой «московской угрозе» говорить не приходится. Как считает г-н Белых, речь идет о простой конкуренции, когда слабый покидает бизнес. Директор филиала страховой группы «Спасские ворота» Сергей Васянин назвал подобные разговоры ерундой. «Из Москвы в регионы приходят новые технологии и страховые продукты, – говорит г-н Васянин, – и мне совершенно непонятны пересуды о «жадной» столице, забирающей средства из провинции».

Очевидно, что процессы поглощения мелких операторов и вытеснения их с рынка продолжатся и в будущем, что связано с ужесточением требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков. По мнению вице-губернатора Никиты Белых, политика, проводимая федеральным центром, рано или поздно закончится тем, что мелкие страховые компании просто покинут этот бизнес. И это, считает вице-губернатор, пойдет только на пользу рынку.

Несмотря на значительную раздробленность, одной из основных характеристик рынка страхования Пермской области по-прежнему остается высокая степень концентрации. Крупнейшим участником рынка в первом полугодии 2004 года является СОАО «Национальная Страховая Группа», доля которой составляет 20%. Кстати, по словам директора Пермского филиала НСГ Любови Дзыгарь, это подразделение лидирует по объему страховых премий среди всех российских филиалов компании. Совокупная доля трех крупнейших участников рынка составляет 48%, пяти – 59%, а первая десятка замыкает на себе 73% всего рынка.

Наиболее высококонцентрированным является сектор обязательного страхования автогражданской ответственности, где на долю крупнейшего игрока, ООО «Росгосстрах-Поволжье», приходится 48% всех собранных взносов.

Таким образом, в 2004 год основной тренд развития страхового рынка Прикамья остается неизменным. Его главными характеристиками по-прежнему являются динамичность, высокая степень концентрации, низкая доля региональных страховщиков, снижение общего числа участников рынка.

Названные тенденции, как показывает анализ динамики рынка за последние годы, являются достаточно устойчивыми, поэтому нет оснований прогнозировать их изменение и в ближайшем будущем.

Комментарии
Алексей Саватюгин, директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ
– Страхование сегодня – один из самых развивающихся сегментов финансового рынка и в России в целом, и в регионах в частности. В Пермской области эти тенденции также отчетливо просматриваются. Несмотря на то, что общее количество страховых компаний уменьшается, у значительного числа уже отозваны лицензии, и, видимо, этот процесс продолжится, в общем, совокупные объемы рынка будут расти.

– Вы прогнозируете изменения ситуации в части инвестирования страховыми компаниями в реальный сектор, или они по-прежнему будут зарабатывать в основном только на разнице премий?
– Да, ситуация изменится. В скором времени Министерство финансов планирует разрешить страховщикам передавать средства в доверительное управление управляющим компаниям, что приведет к изменениям, о которых Вы говорите.

– Когда наступит это «скорое время»?
- В следующем году.

Никита Белых, вице-губернатор Пермской области
– Когда мы анализируем состояние страхового рынка, необходимо отдельно говорить об обязательном медицинском страховании, а также обо всех остальных направлениях этой деятельности. Что касается ОМС, в том виде, в котором оно существует в России, то говорить о собственно страховом характере этого сегмента нельзя, это и не страхование как таковое. Поэтому в части ОМС никаких изменений в Пермской области не произошло, по итогам первого полугодия 2004г. здесь по-прежнему представлены пермские компании. Появятся ли московские структуры? Практика покажет, многое зависит от политики муниципалитетов и областной власти.
Теперь о страховании, которое назовем классическим. Здесь сохраняется тенденция роста показателей и доли рынка иногородних компаний. Лично я ничего плохого в этом не вижу. Другое дело, что необходимо четко разделять: на рынок приходят разные структуры. Одно дело, если речь идет об иногородних компаниях, которые представляют элиту страхового бизнеса. И мы понимаем, что они действительно обеспечивают реальную страховую защиту, обладают уникальными страховыми продуктами и технологиями. Появление в Пермской области таких структур можно приветствовать. Однако зачастую появляются компании, которые никаких современных технологий не привносят. Этот бизнес, по сути, завязан на страховых агентах, менеджерах, на отношениях с предприятиями. Порой такой агент уходит из фирмы, где он работает, со своей клиентской базой, и образуется новая структура. Никаких объективных оснований для ее создания я не вижу. Так и появляются какие-то странные компании из городов РФ.
Так же, как и раньше, на рынке представлено достаточно большое количество кэптивных компаний, обслуживающих интересы ограниченного числа предприятий. Есть фирмы, работающие, скорее, как механизмы оптимизации налогообложения, выплат премий сотрудникам.

– Но те меры, которые принимает сегодня Федеральная служба страхового надзора, должны привести к уменьшению на рынке доли кэптивных и небольших компаний?
– Политика, которая проводится федеральным центром, направлена на повышение цивилизованности рынка, на укрупнение его участников, и рано или поздно она приведет к тому, что мелкие компании покинут этот бизнес. Такие шаги уже делаются, отозвано достаточно много лицензий у тех фирм, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. Причем, ситуация развивается так, что собственники и руководители заранее знают, что компания не пройдет отбора, и постепенно сворачивают деятельность, не дожидаясь отзыва лицензии. Поэтому «смерть» подобных структур происходит естественно и без всяких скандалов.

– Можно ли сравнивать региональные и общероссийские компании?
– Наибольшие показатели, естественно, у крупных общероссийских структур: «Национальная страховая группа», «Росгосстрах», «СОГАЗ», из собственно пермских конкуренцию им составляет только «Урал-АИЛ». У компании достаточно традиционная структура взносов, приличный объем страхования имущества, хороший портфель крупных корпоративных клиентов, таких как «Уралсвязьинформ», фабрика Гознак.

– Тенденция к укрупнению страховых компаний продолжится?
– Да, картина, о которой мы сегодня говорим, не уникальна для Пермской области, она традиционна для большинства регионов. Толчком для этого стало и введение ОСАГО. Одним из обязательных условий для компаний, предоставляющих полисы ОСАГО, является наличие разветвленной филиальной сети. А этим может похвастаться ограниченное число региональных компаний.
Думаю, ничего плохого в сокращении числа участников рынка за счет небольших (по общероссийским меркам) региональных компаний нет. Такие фирмы просто не смогут выдержать конкуренцию. И это нормально, ведь страховые компании по определению должны быть большими, прежде всего, для обеспечения интересов клиентов. Это не банковская сфера, где есть особые категории финансовых учреждений, предоставляющих определенные услуги, для того, чтобы быть таким банковским бутиком, не надо быть большим.
В страховании ситуация иная, здесь подобного быть не должно, ведь чем больше размер компании, тем больше уверенность, что она готова отвечать по своим обязательствам. Страховые «карлики» сразу же рождают вопросы об использовании разного рода схем. Если компания не заинтересована в собственном росте, значит, то поле, на котором она работает, скорее всего, никакого отношения к страхованию не имеет. Исключения могут составлять лишь фирмы, обслуживающие интересы отдельных предприятий. Но это уже не страховая компания, а страховой брокер. К тому же, если предприятие имеет такую дочернюю компанию, значит, риски системы никуда не уходят. Но поскольку риски остались внутри, кто несет ответственность при наступлении страхового случая? Это уже не страхование получается, а схемы какие-то. Поэтому процесс укрупнения страховых компаний и сокращения их числа объективен с точки зрения развития этой отрасли экономики.

Нина Чудинова, генеральный директор ОАО «СК «Урал-АИЛ»
Можно ли говорить, что страховой бизнес в России сейчас находится на подъеме? В чем основные причины происходящего?
– Да, можно. Развитие страхового бизнеса вызвано улучшением экономической ситуации в стране, повышением благосостояния населения. На изменение ситуации повлияло и совершенствование российской законодательной базы: в прошлом году вступил в действие Закон об ОСАГО, сейчас рассматриваются законопроект об ОМС и новая редакция Закона «Об организации страхового дела в РФ».

Какие сегменты страхования развиваются наиболее динамично?
– На сегодняшний день наиболее динамично развиваются следующие виды страхования: ОСАГО, страхование транспорта, добровольное и обязательное медицинское страхование, страхование имущества предприятий, грузов, профессиональной ответственности.

В структуру Вашего холдинга входит компания «Урал-АИЛ-Мед». Как Вы оцениваете перспективы развития медицинского страхования? С чем связан рост в этой отрасли?
– Перспективы я связываю с изменением областного законодательства, когда функция оплаты медицинских услуг по ОМС передается страховым организациям. На федеральном уровне также планируется принятие закона об обязательном медицинском страховании, который внесет изменения в регулирование отношений между субъектами по вопросам, связанным с осуществлением ОМС.

«Урал-АИЛ» сегодня пошел в территории РФ. Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы расширения географии деятельности компании?
– Перспективы ОАО «СК «Урал – АИЛ» я оцениваю только положительно, и для этого есть все основания. Компания развивается очень динамично. Открываются новые филиалы. На сегодняшний день уже работают 10 филиалов в Пермской области и 9 в регионах РФ. На 2005 год запланировано открытие новых филиалов, увеличение штата сотрудников.

Какие направления деятельности в ближайшее время получат наибольшее развитие?
– В ближайшее время, на наш взгляд, наибольшее развитие из обязательных видов страхования получат ОСАГО, ОМС, страхование ответственности собственников жилья, ответственности перевозчиков, имущественные виды страхования. Из добровольных – страхование транспорта, ДМС, добровольное страхование автогражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам.

В чем Вы видите залог успеха для страховой компании?
- Главные резервы – это улучшение качества услуг, предоставляемых компанией, и еизменно безупречное отношение к клиенту. Только в этом случае он на долгие годы останется с компанией.
Все новости компаний