Ездят на три смены. Анализируем работу общественного транспорта Перми в 2023 году

Количество пассажиров в общественном транспорте Перми растет, дотации из бюджета на отрасль сокращаются. Анализируем, какие маршруты «заработали» больше других, а какие – принесли убытки. Где пассажиропоток падает вопреки общей тенденции и что предпримут для снижения загруженности тех автобусов, где пассажирам тесно.

Автор: Кристина Суворова

В департаменте транспорта администрации Перми представили Business Class информацию о пассажиропотоке общественного транспорта по итогам января-октября 2023 года. Показатель вырос на 13,7%. Финансовые результаты представлены пока за девять месяцев.

Доходы отрасли выросли с 3,168 млрд рублей в январе-сентябре 2022 года до 3,5 млрд рублей за аналогичный период текущего года. В связи с запуском новых маршрутов и индексацией стоимости транспортной работы увеличились и расходы – с 4,4 до 4,6 млрд рублей. При этом дотации из городского бюджета города сократились на 167 млн рублей – до 967 млн рублей.

Маршруты с самым большим числом пассажиров

ТОП-10 направлений с самым большим пассажиропотоком открывает автобус № 77. За десять месяцев текущего года по этому маршруту совершено 9,5 млн поездок. По сравнению с январем-октябрем 2022 года число пассажиров увеличилось на 16,9 %. На втором и третьем местах – маршрут № 14 и № 27.

маршрут пассажиропоток (10 мес.)
2022 2023 рост
77 ул. Памирская – ул. Мильчакова 8 164 427 9 547 778 16,9%
14 ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская 6 998 303 8 533 041 21,9%
27 Площадь Дружбы – м/р Нагорный 6 692 066 7 780 367 16,3%
1 Пермь II – м/р Садовый 5 778 671 7 307 432 26,5%
36 Театр «Ироничная компания» – Вышка-1 5 605 999 6 614 164 18,0%
20 Новый Крым – Центральный рынок 5 330 154 6 330 643 18,8%
15 Центральный рынок – Южная 4 785 363 5 366 607 12,1%
55 ул. Милиционера Власова – м/р Архиерейка 5 054 666 5 266 436 4,2%
50 ул. Гусарова – ул. Куфонина 4 482 192 5 067 929 13,1%
тм 5 Станция Бахаревка – Пермь II 4 687 035 4 994 393 6,6%

Это лидеры по общему пассажиропотоку, а если рассматривать загруженность как количество людей, одновременно находящихся в салоне транспортного средства, картина будет несколько иной. По заполняемости среди маршрутов с автобусами большого класса лидируют № 60, 55, 36, 20, 14 и 11. Загруженность на них – 100 и более процентов. Еще больший уровень (120-160 процентов) – у ряда автобусов малого класса (№ 57, 69, 22, 70, 26, 37).

Схема: презентация департамента транспорта администрации Перми


Но оговоримся, что показатель весьма условный. Он рассчитан относительно номинальной вместимости транспортного средства. Например, у «Газели-Сити» номинально 22 места, из которых 18 посадочных и, соответственно, четыре «стоячих». В реальности вместимость больше – за счет пространства так называемого «накопителя». Кроме того, заполняемость считается по данным датчиков входа-выхода, которые имеют погрешность. И наконец – показатель усреднен, тогда как на конкретном маршруте транспорт может быть перегружен в утренние и вечерние часы пик и свободен днем.

Причины роста пассажиропотока

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин выделяет два ключевых фактора роста пассажиропотока. Первая – увеличение экономической активности. В значительной мере под этим подразумевается работа промышленных предприятий, которые перешли на трехсменный режим. Второй момент – пассажиры, покупающие проездные, начинают активнее пользоваться общественным транспортом. Эти поездки обеспечивают большую часть роста пассажиропотока.

Новые маршруты тоже привлекают пассажиров. Так, число поездок на первом в Перми электробусном маршруте (№ 81) за неделю со старта его работы достигло 7 тыс. человек в день. При этом на смежных маршрутах пассажиропоток уменьшился только на 3 тыс. человек. Итого – порядка 4 тыс. новых пользователей.

Маршруты с наибольшим ростом пассажиропотока

маршрут пассажиропоток (10 мес.)
2022 2023 динамика
17 пл. Дружбы – м/р Висим-2 (до октября 2022 года маршрут курсировал в пределах микрорайона) 120 323 1 176 203 877,5%
13 д. Песьянка – пл. Карла Маркса 1 806 295 2 727 139 51,0%
24 ул. Памирская – пл. Дружбы 913 489 1 335 792 46,2%
48 м/р Чусовской Водозабор – м/р Январский 308 908 439 070 42,1%
10 ПНИПУ – м/р Нагорный 2 742 405 3 771 033 37,5%
тм4 Пермь-2 – м/р Висим 2 702 592 3 680 148 36,2%
тм7 Пермь-2 – вагоноремонтный завод 2 596 669 3 522 198 35,6%
25 Комсомольская – пл. Бродовское кольцо 308 927 406 322 31,5%
3 Пермь-1 – м/р Нагорный 3 441 538 4 464 669 29,7%
22 м/р Васильевка – Пермский военный институт 452 231 574 896 27,1%

Как снизить загруженность?

Чтобы снизить загрузку салона на маршрутах, где автобусы переполнены, постепенно увеличивают количество транспортных средств и рейсов. Так, с 1 декабря на маршруте № 6 добавили еще один автобус. Дополнительные отправления в часы пик введены на маршруте № 15.

«Увеличение подвижного состава на перегруженных направлениях происходит не так быстро, что обусловлено условиями контрактов с перевозчиками и необходимостью дополнительного финансирования. Тем не менее, в 2024-2025 годах планируется увеличить количество отправлений на ряде маршрутов, а на некоторых – перейти к обслуживанию автобусами особо большого класса (с «гармошкой» – прим. «bc»)», – рассказал Анатолий Путин.

Кроме того, департамент выдвинул идею внедрения системы приоритетного проезда перекрестков для трамваев, что позволит сократить интервалы движения этого вида транспорта. Разрабатываются меры по подготовке кадров, так как дефицит водителей – значимый ограничивающий фактор для увеличения числа рейсов.

Самые прибыльные и самые убыточные

В мэрии представили информацию о финансовых результатах работы отдельных маршрутов. Наибольшую дотацию из бюджета получил маршрут с самым большим пассажиропотоком № 77 – 258 млн рублей. Перевозки по этому направлению принесли на 72,4 млн рублей меньше – 185,9 млн рублей. В первой пятерке маршрутов с отрицательным финансовым результатом также автобусы № 32, 15, 73, 58.

маршрут финасовые результаты, млн руб. (9 мес. 2023 г.)
доходы расходы доход бюджета
№ 27 м\р Нагорный – пл. Дружбы 144,2 114,6 29,6
№ 68 Пермь-2 – м/р Садовый 61,2 47,9 13,3
№ 56 Пермь-2 – м/р Крохалева 38,65 33,2 5,45
№ 13 д. Песьянка – пл. Карла Маркса 60,8 58,6 2,2
№ 17 пл. Дружбы – м/р Висим-2 26,13 24,3 1,83

Анатолий Путин пояснил, что маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов, характеризуются большей дальностью поездки пассажира. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат.

Прибыльными являются маршруты, где много коротких поездок и высокая сменяемость пассажиров. Лидирует № 27, где доходы от платы за проезд за девять месяцев достигли 114,2 млн рублей и превысили расходы на 29,6 млн рублей. В ТОП-5 по прибыли также вошли автобусы № 68, 56, 13 и 17.

маршрут финасовые результаты, млн руб. (9 мес. 2023 г.)
доходы расходы дотация из бюджета
№ 77 ул. Мильчакова – ул. Памирская 185,87 258 -72,13
№ 32 м/р Васильевка – Центральный рынок 68,11 132,46 -64,35
№ 15 Центральный рынок – Южная 102,98 148,11 -45,13
№ 73 м/р Январский – м/р Заозерье 45,54 65,63 -20,09
№ 58 м/р Васильевка – м/р Вышка-1 18,54 29,89 -11,35

Проблема безбилетников

На экономику отрасли влияет платежная дисциплина пассажиров. Она снижается по мере перехода все большого количества маршрутов на бескондукторную систему. Сейчас таких 70, годом ранее было 40. От общего числа поездок за девять месяцев 2023 года не оплачено пассажирами 22%. За аналогичный период прошлого года на долю безбилетников приходилось 17,5%.

Разработан ряд мероприятий по повышению собираемости платы за проезд. Направлений несколько. Первая группа касается упрощения оплаты проезда и повышение привлекательности проездных. Рассматривается возможность оборудования транспортных средств Bluetooth-маячками, что позволит оплачивать проезд через приложение «Транспортная карта Пермь» без считывания QR-кода. Внедряется возможность подключения счета для оплаты по QR-коду через систему быстрых платежей. Обсуждается возможность сделать долгосрочные проездные более выгодными относительно стоимости разовой поездки.

Предлагается увеличить количество контролеров и обеспечить их мобильными устройствами, помогающими отслеживать количество безбилетников и упрощающими процесс составления актов. Рассматривается возможность ужесточения мер в отношении безбилетников. Кроме того, меры по снижению загруженности транспорта также должны позитивно повлиять на собираемость платежей.

​В Перми за год установлено 98 новых остановочных павильонов

Маршруты со снижением пассажиропотока

Вопреки общей тенденции есть ряд маршрутов, где пассажиропоток падает. Самое ощутимое падение – на маршруте № 5 «Комсомольская площадь – микрорайон Голый мыс» (-23,7%). Одно из возможных объяснений – пассажиров «перетянул» частично дублирующий маршрут № 25 «Комсомольская площадь – Бродовское кольцо». Количество транспортных средств на этом направлении увеличилось с двух до трех, а пассажиропоток вырос на 31,5%.

В ТОП-10 с отрицательной динамикой пассажиропотока – трамвайные маршруты из Индустриального района, которые в течение года временно закрывались из-за реконструкции трамвайных путей в районе строительства ул. Крисанова, а сейчас курсируют с существенными ограничениями из-за ремонта на ул. Мира. В 2024 году планируется закрыть на реконструкцию депо Балатово, продолжать обновлять пути на ул. Мира, а также приступить к модернизации путепровода с трамвайными путями на ул. Карпинского. Из Индустриального района будет запущен компенсационный автобусный маршрут.

маршрут пассажиропоток (10 мес.)
2022 2023 динамика
5 Комсомольская пл. – м/р Голый Мыс 685 673 523 079 -23,7%
тм12 Школа № 107 –Разгуляй (сейчас следует от ул. Советской Армии) 3 654 270 3 096 934 -15,3%
8 м/р Крохалева – м/р Садовый 1 531 612 1 318 251 -13,9%
тм2 Осенцы – ул. Стахановская (сейчас не работает) 1 132 538 1 002 391 -11,5%
63 м/р Крохалева – пл. Дружбы 1 213 623 1 087 027 -10,4%
21 м/р Энергетик (кольцевой) 288 454 261 839 -9,2%
49 м/р Заозерье – Пермь-2 722 727 671 029 -7,2%
тм11 Школа № 107 – м/р Висим (сейчас следует от ул. Советской Армии) 3 753 959 3 530 822 -5,9%
34 Новые Ляды – ул. 1905 года 390 238 373 943 -4,2%
16 м/р Владимирский – м/р Запруд 3 151 108 3 021 358 -4,1%