Автор: Кристина Суворова
Ситуация в транспортной отрасли Перми близка к критической. Колоссальный разрыв между расходами и доходами от перевозок на фоне общего дефицита бюджета диктует непопулярные решения. Сейчас речь идет о сокращении объема транспортной работы и частичным переходе к автобусам меньшего класса. Но звучат опасения, что без кардинального изменения подходов недалеко и до повышения тарифа на проезд. Поиску баланса между социальной и экономической составляющей транспортной реформы была посвящена бурная и продолжительная дискуссия на пленарном заседании Пермской городской думы.
«По итогам года прогнозируется убыток от 1,9 до 2,5 млрд рублей, при этом важно, что влияние пандемии – это только 280 млн рублей. Остальное – неверный прогноз пассажиропотока, ошибочная оценка доли безналичной оплаты и бесплатных пересадок в транспорте. Система учета пассажиропотока не работает, нет должного контроля за сбором выручки. Руководство отрасли демонстрирует крайне лояльное отношение к перевозчикам в части штрафов, я бы сказал – с элементами халатности. Есть положительные моменты: это обновление транспорта в результате уже проведенных аукционов, но ситуация с доходной частью критическая», – обозначил председатель комиссии по контролю за реализацией транспортной реформы Александр Филиппов.
Он подчеркнул, что предстоит заключить долгосрочные контракты еще по 30% маршрутов, и без должной проработки конкурсной документации убытки будут пролонгированы на следующие пять лет.
Депутат озвучил предложение комиссии перенести начало конкурсных процедур на обслуживание автобусных маршрутов. Срок необходимо сдвинуть на месяц – с сентября на октябрь, чтобы скорректировать закупаемый объем транспортной работы, а также провести публичное обсуждение формата и условий закупок.
Администрация Перми максимально повысила требования к возрасту автобусов в новых контрактахАлександр Филиппов уверен, что выход отрасли из кризиса невозможен без кадровых решений. По настоянию депутата в протокол заседания внесено контрольное поручение в адрес главы города Дмитрия Самойлова: рассмотреть возможность освобождения заместителя главы администрации Людмилу Гаджиеву от кураторства транспортной отрасли. Г-н Филиппов считает, что мэру необходимо взять на себя эти функции и лично нести ответственность за реформу.
На заседании комиссии депутаты не раз пытались доказать представителям администрации, что к негативному финансовому результату привели просчеты на старте внедрения новой транспортной модели, а пандемия их лишь усугубила. В мэрии же считают, что виноват в первую очередь коронавирус. Людмила Гаджиева в очередной раз настояла на этом.
«Главная причина неисполнения плана по доходам – падение пассажиропотока. В апреле, когда действовал режим самоизоляции, число поездок сократилось в разы. В июне ситуация улучшилась, но даже сейчас показатель находится на уровне 80% от планового значения, – рассказала она. – Что касается новых контрактов, мы уже посмотрели, где можно сократить объемы транспортной работы. При этом мы не намерены трогать расписание в будние дни, часы пик, а обратим внимание на выходные. Сокращение может составить 3-5%», – добавила г-жа Гаджиева.
На некоторых маршрутах планируется запустить автобусы меньшей вместимости, чем сейчас.
Александр Филиппов посчитал такой подход несистемным. «Нужно корректировать не 3-5%, а сделать так, чтобы транспорт ходил там, где есть пассажиропоток», – заметил он.
Депутат Ирина Горбунова поддержала доводы Людмилы Гаджиевой. «Нельзя отрицать, что пандемия повлияла на отрасль. А комиссия по контролю за транспортной реформой могла бы не только искать недостатки, а предложить конкретные решения», – заявила она. Депутат Павел Фадеев возразил: проблема состоит именно в том, что администрация упорно игнорирует выводы, рекомендации и предложения комиссии. «Остановиться на том, что в убытках виноват только коронавирус, – значит, переложить последствия на плечи горожан. Сокращение на 3% ситуацию не поправит», – полагает г-н Фадеев. Он также поддержал предложение о решении кадрового вопроса в отрасли.
Депутат Сергей Богуславский подчеркнул, что без признания реальной проблемы (она состоит в том, что пассажиропоток, от которого напрямую зависит объем транспортной работы, завышен на 40%) эффективного решения не выработать. Представитель фракции ЛДПР в гордуме Илья Лисняк обратил внимание на недостаточность контроля за сбором выручки. «Очень многие пассажиры ездят бесплатно, практически каждый третий. При этом саботируется думское поручение о внедрении системы учета пассажиропотока, поэтому полностью разделяю беспокойство коллег», – заявил он.
Депутат Владимир Молоковских оценил возможные последствия для добросовестных пассажиров.
«На старте транспортной реформы было заявлено, что в результате мы аккумулируем в бюджете сверхприбыль, которую получают перевозчики. В итоге имеем колоссальный убыток, и следом может встать вопрос о повышении тарифа на 20-25%. Мы можем рассчитывать на заем из бюджета Пермского края для покрытия дефицита, но его нужно будет возвращать, хоть и через пять лет», – рассуждает он.
Г-н Молоковских также продолжил тему контроля за сбором выручки: по его мнению, администрация продвигает идею об отказе от кондукторов без должной технологической и организационной подготовки.
С ним согласилась лидер фракции «Справедливая Россия» Вероника Куликова. «Администрация только констатирует убытки. Нет планов установить в транспорте датчики входа-выхода, чтобы создать полноценную систему контроля и получить достоверные данные о пассажиропотоке», – отметила она. Г-жа Куликова также выступила за смену руководства транспортной отрасли. Людмила Гаджиева ответила, что пассажиропоток оценивается на основании данных электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). В этом есть противоречие с позицией краевого министерства транспорта. Замминистра транспорта Александр Клебанов на последнем заседании думской комиссии заявил, что ЭСОП не имеет отношения к учету пассажиропотока.
Депутат Наталья Мельник обратила внимание коллег на то, что в бюджете предусмотрены средства на увеличение штата контролеров до 35 человек. По ее мнению, необходимо посмотреть, как будет развиваться ситуация в сентябре, прежде чем делать выводы. Коллегу поддержала Наталья Рослякова. Она считает, что пассажиропоток значительно вырастет в сентябре, когда возобновятся занятия в образовательных учреждениях.
В заключение свою позицию обозначил глава Перми Дмитрий Самойлов. Он назвал транспортную тему самой важной сейчас и при дальнейшем планировании бюджета города на 2021-2023 годы. Мэр напомнил, что на старте транспортной реформы городские власти приняли совместное решение о сохранении регулируемого тарифа на проезд.
«Федеральный закон №220 обязывал нас перевести все перевозки на брутто-контракты, и мы это сделали. «Ковидный» год – не лучший для проведения реформы, в апреле пассажиропоток падал до 13%. На величину недополученных доходов повлияли большая популярность бесплатных пересадок, высокая доля безналичной оплаты, скидки по тарифному меню, но эти аспекты я бы назвал положительными», – отметил г-н Самойлов.
Он поддержал перенос на октябрь конкурсных процедур среди перевозчиков и добавил, что еще есть время, чтобы оценить целесообразность отказа от кондукторов.
Депутатский корпус также высказался за то, чтобы на месяц отложить объявление новых закупок транспортной работы. Ответ на кадровое предложение дума ждет до 14 сентября.
Ввод в эксплуатацию улицы Строителей в Перми растянули до 2027 года