Сфера закупок

«Пермская ТПП» провела конференцию «Актуальные вопросы применения Закона 223-ФЗ». Представителям бизнеса рассказали об изменениях в правилах закупок и региональной специфике их проведения.

На минувшей неделе Пермская торгово-промышленная палата и комитет Пермской ТПП по развитию конкуренции организовали конференцию «Актуальные вопросы применения Закона 223-ФЗ». Речь шла о законе, касающемся закупок товаров, работ или услуг отдельными видами юридических лиц, а также изменениях, которые произошли в законодательстве в отношении закупочной деятельности. Обсуждалось также и применение закона 44-ФЗ, о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На мероприятии присутствовали порядка 350 участников.

В рамках конференции обсуждалось сразу несколько важных и актуальных тем: проблемные вопросы законодательства о закупках, особенности закупок у малого и среднего бизнеса, порядок открытия спецсчетов, региональные особенности процедуры закупок, а также возможные площадки для участия в них.

Business Class рассказывает, на наш взгляд, о самых важных аспектах конференции:

Типовые положения о закупках

На сегодняшний день в ЕИС («Единая информационная система», обеспечивающая доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц) размещено 89 типовых положений о закупках. Это документы, которые приняты для стандартизации введения одинаковых требований и процедур для проведения закупок по 223-ФЗ. Пермский край одним из первых принял четыре таких типовых положения. Одно из них распространяется на всех заказчиковрегионального уровня – краевые автономные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия, и утверждено министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок в последней редакции в июле 2018 года.

В Перми действует 3 типовых положения для заказчиков таких сфер, как образование, культура, физкультура и спорт. По содержанию они одинаковые, поэтому можно утверждать, что в Перми все автономные и бюджетные учреждения этой сферы, работающие по 223-ФЗ, проводят закупки по одинаковым правилам. Что касается муниципалитетов, здесь типовое положение о проведении закупок принял пока только Суксунский район. Главная особенность типовых положений в том, что теперь все заказчики, для которых эти документы разработаны, обязаны проводить все закупки по единым правилам, для процедур установлены единые сроки, единые правила для документов в составе заявки, основной упор сделан на открытые конкурентные закупки.

Электронные закупки

Тренд – 100% крен на цифровизацию: все конкурентные закупки переводят в электронную форму.

Со следующего года бумажных процедур по 44-ФЗ практически не останется, все закупки будут проводиться в электронной форме. Для участников это плюс, поскольку не нужно оформлять и отвозить куда-то котировочную и конкурсную заявки, это можно будет сделать не выходя из офиса посредством электронной площадки.

По 223-ФЗ до 1 июля 2018 года закупки в электронной форме были правом заказчика (кроме специального перечня, утвержденного постановлением ПравительстваРФ от 21.06.2012 N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), теперь это обязательное условие при осуществлении конкурентной закупки у представителей малого и среднего бизнеса. В остальных случаях также обязательна электронная форма, если заказчик не установил иные требования в положении о закупках.

Главные поправки в Закон 223-ФЗ коснулись системы способов закупок, с 1 июля закупки можно проводить конкурентными и не конкурентными способами. К конкурентным способам законодатель отнес не только всем привычные конкурсы и аукционы (которые могут быть «бумажными» и электронными), но и запрос котировок и запрос предложений, которые можно проводить только в электронной форме. Важно для участников закупок, что теперь заказчики не могут безосновательно отказываться от заключения договора с победителями таких процедур.

Привести свои положения о закупках в соответствие с новыми требованиями законодательства все заказчики должны до 1 января следующего года.

В Перми, исходя из действующего типового положения, недопустимо проведение открытого аукциона в бумажной форме. В Пермском крае еще предусмотрен дополнительный способ закупки – открытый запрос цен, его можно проводить в бумажной форме. По факту это всем привычный запрос котировок.

Заключение контракта с единственным поставщиком

По 223-ФЗ нет запрета на заключение контрактов с единственными поставщиками. Как правило, заказчики сами прописывают случаи таких договоров в своем положении, и зачастую все свои закупки осуществляют именно у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Это недопустимо! В Обзоре судебной практики Верховного суда от 16 мая этого года указано, что закупки у единственного поставщика, особенно на сумму свыше 100 тыс. рублей по одному договору, должны носить исключительный характер, и могут быть проведены только в случае, если рынок не конкурентный, либо если это срочные/аварийные закупки. Уже есть случаи, когда заказчиков привлекают к административной ответственности за заключение таких «неконкурентных» договоров.

Еще одной проблемой при проведении закупок у единственного поставщика являются «мелкие» закупки, которые заказчики проводят без конкурентных процедур.

По Закону 44-ФЗ это закупки на сумму не превышающую 100 тыс.руб., и для некоторых отдельных категорий заказчиков (например, образовательных учреждений, учреждений культуры) – 400 тыс. руб. По Закону 223-ФЗ это также закупки до 100 тыс.руб., а для крупных заказчиков с выручкой свыше 5 млрд руб. – до 500 тыс.руб.

Информация о таких закупках не размещается в ЕИС. Однако сейчас такие закупки выводятся в открытую среду. Существуют три крупныхресурса для таких закупок: Единый агрегатор торговли «Березка» https://agregatoreat.ru, электронный магазин для закупок ОАО «РЖД» https://eshoprzd.ru и Портал поставщиков zakupki.mos.ru. На работу с «Березкой» до 1 ноября текущего года обязаны перейти все федеральные заказчики. Есть минус для представителей бизнеса – при бесплатной регистрации, агрегатор все-таки платный. Во-первых, при участии через него в закупках необходимо вносить обязательный депозит в размере 10 % от начальной цены сделки. Если вы выигрываете закупку, но уклоняетесь от заключения сделки, данная сумма не возвращается и перечисляется в федеральный бюджет. Помимо депозита, существует также невозвратный платеж – комиссионный сбор. Он зависит также от начальной цены сделки и максимальный размер составляет 4 тыс. рублей, для субъектов малого предпринимательства – 2 тыс. рублей.

Электронный магазин «РЖД» – бесплатная площадка. Но у нее также есть депозит для участия в закупках, он составляет, например, при договоре в 500 тыс. рублей – 50 тыс. рублей. И возвращается в случае заключения договора.

В Пермском крае с 2018 года внедряется механизм осуществления «малых» закупок в электронной форме через Портал поставщиков zakupki.mos.ru. Начиная с 2019 года осуществление «малых» закупок на Портале поставщиков будет носить обязательный характер. Для работы на Портале необходимо пройти бесплатную процедуру регистрации.

«Если вам интересен сегмент мелких закупок, то указанные электронные ресурсы надо рассматривать как еще один доступный способ продвижения своей продукции», посоветовала участникам конференции Юлия Боровых, директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП, председатель Пермского отделения Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Электронные площадки

При осуществлении закупок по 223-ФЗ необходимо пользоваться электронными площадками (ЭП). Так, закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства должны проводиться исключительно на тех же федеральных электронных площадках, которые утверждены для закупок по Закону 44-ФЗ. Теперь их 8, появились 2 новые площадки.

Перечень площадок (первые 2 в списке – новые):

Спецсчета

Для участия в электронных закупках как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ (для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства), участники должны открыть спецсчет в уполномоченном банке. Он необходим, если в закупке установлено обеспечение заявки.

При этом важно, что заказчик, организуя закупку по 223-ФЗ, не может требовать обеспечение заявки, если начальная цена договора не превышает 5 млн рублей. По 44-ФЗ обеспечение заявки возможно при начальной цене договора свыше 1 млн рублей.

Специальный счет открывается так же как обычный расчетный счет в банке. В качестве специального счета можно использовать имеющийся банковский счет, для этого необходимо обратиться в банк для заключения соответствующего дополнительного соглашения к договору банковского счета. При этом количество счетов, которые может открывать участник закупки, не ограничено, можно наоборот, использовать один специальный счет для всех электронных площадок.

Некоторые банки уже установили комиссию за операции по специальному счету (например, в Сбербанке – 50 руб. за каждое блокирование средств). При выборе банка рекомендуем внимательно ознакомиться с тарифами. Обязательным условием договора между участником закупки и банком являются положения об уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования, и об определении размера таких процентов. Нормативно размер процентов не установлен.

При открытии спецсчета банк автоматически направит его реквизиты на все электронные площадки, включенные в перечень.

Наличие нужной суммы денежных средств на счете нужно обеспечить до момента окончания срока подачи заявок. Денежные средства блокируются банком не в момент подачи заявки на участие в закупке, а в момент окончания срока подачи заявок.

Если у участника закупки несколько спецсчетов в разных банках, то при подаче заявки на участие в закупке в личном кабинете на электронной площадке участник выбирает нужный ему специальный счет.

Обратите внимание, что если налоговая блокирует расчетные счета организации, то будет заблокирован и спецсчет, но только в части средств, которые не заблокированы банком в качестве обеспечения заявки (т.е. двойная блокировка не возможна).

Что касается банков, где можно открыть спецсчет, то на сегодняшний день их 18, в том числе ПАО Сбербанк России, ПАО Банк ВТБ, ПАО Промсвязьбанк, АО Газпромбанк и пр. Полный перечень можно посмотреть в распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р. При этом уже поступают нарекания по работе с некоторыми банками.

Платное участие в закупках

С 1 октября участие в электронных закупках по закону 44-ФЗ стало платным. Это касается тех, кто участвует в закупках на электронных площадках, в том числе с использованием спецсчетов. Размер платы незначительный, он не может превышать 5 тыс. рублей, если закупка проводится на общих основаниях. Если закупка ориентирована на малый бизнес – сумма участия не должна превышать 2 тыс. рублей. Нужно подчеркнуть, что эту сумму оплачивает только победитель закупки. Если он уклонился от контракта, то заказчик вправе заключить договор со вторым участником. При этом «второй» участник уже взнос не платит.

Повышение ставки НДС со следующего года

С 1 января 2019 года НДС в России будет составлять 20%. Это коснется и вопроса проведения закупок. Особенно в части переходящих контрактов, когда сделка была заключена в 2018 году, а исполнение договора обозначено 2019 годом.

Если речь идет о закупках по 44-ФЗ, Минфин России пояснил, что повышение ставки НДС не должно сказываться на цене контракта, подписание дополнительного соглашения о повышении цены контракта будет являться нарушением законодательства, в случае проверки и заказчик и поставщик могут быть привлечены к ад\министративной ответственности в размере двойного размера дополнительно израсходованных средств (например, если цена контракта увеличится на 100 тыс.руб., административный штраф может составить 200 тысяч рублей) Заказчик не вправе повышать цену, то есть 2% будет «минусоваться» с прибыли победителя. Это так называемые предпринимательские риски, которые бизнес должен учитывать перед участием в закупках.

По 223-ФЗ таких жестких правил нет. Если заказчик готов идти на повышение цены договора, это делать допускается при отсутствии ограничений в положении о закупке этого заказчика.

Региональная информационная система (РИС) в сфере закупок

С этого года все региональные заказчики, работающие по Закону 44-ФЗ, перешли на Региональную информационную систему в сфере закупок http://goszakaz2.permkrai.ru/.Это «промежуточное» звено между размещением всей информацией о закупке в ЕИС.

В ближайшее время к системе подключатся муниципальные заказчики и далее – заказчики по Закону 223-ФЗ (бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия).

После полного перехода всех заказчиков в РИС, они будут работать по одинаковым правилам, используя единые каталоги и типовую документацию, что несомненно в первую очередь большой плюс для участников закупок.

Особенности РИС:

Экспертиза контрактов и работа МРГ

С 2018 года введена такая процедура, как экспертиза начальных цен контрактов и утвержден регламент ее проведения. Экспертизе подлежат закупки заказчиков регионального уровня, работающих как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Проведение такой процедуры обязательно в случае начальной цены контракта от 3 млн рублей. При этом заказчик цену рассчитывает самостоятельно, но перед объявлением закупки обязан передать расчет цены в ГБУ «Центр организации закупок» на экспертизу. Срок проведения оценки – 10 дней. Если начальная цена прошла экспертизу, закупка может быть объявлена, если нет – цену необходимо пересчитывать. Для заказчиков - хозяйственных обществ, эти правила не действуют.

В нашем регионе для проверки обоснованности закупок для нужд Пермского края создан еще один дополнительный орган – специальная межведомственная рабочая группа (МРГ). Возглавляет ее Ольга Антипина, первый зампред правительства региона, состав утвержден постановлением правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. N 85-п. Основная задача МРГ – проверить обоснованность закупок на сумму свыше 5 млн рублей. Такая система создана для того, чтобы закупки в Пермском крае стали эффективнее, а доступ к ним добросовестных участников – легче.

«На проведённой конференции мы осветили лишь общие тенденции развития системы законодательства о закупках. Подробно применение законодательства, как со стороны заказчиков, так и со стороны участников закупок изучается на курсах повышения квалификации и семинарах, которые ежемесячно организует Пермская ТПП», отметила Юлия Боровых.