Сначала дороги, потом деньги. Рынок дорожных подрядов ждет укрупнение, «малышам» не выжить

Подрядчики интересуются возвращением практики выплаты авансов за выполнение дорожных работ. Чиновники, напротив, заявляют о планах перечислять деньги только после сдачи объекта

Автор: Кристина Суворова

Пермские дорожники просят краевые власти вернуться к практике авансирования ремонтных работ. На заседании общественного совета при министерстве транспорта Пермского края эту тему озвучил генеральный директор ООО «ТСИ-Пермь», председатель совета Павел Чумаков. Он поинтересовался, планируется ли возвращение к выплатам авансов подрядчикам по реконструкции и строительству дорог. «По некоторым объектам мы рассматриваем возможность перехода к беспоэтапному выполнению работ, то есть, объект закончил – деньги получил», – ответил руководитель КГБУ «Управление автомобильных дорог Пермского края» Андрей Морозов. Необходимость этого он объяснил тем, что «одни подрядчики работают, а другие только ходят и деньги просят». «Федералы платят авансы, в других регионах тоже, а у нас сложилось иначе», – заметил Павел Чумаков. По его мнению, беспоэтапный вариант оплаты принесет пользу на каких-то объектах, но их единицы.

Александр Кашеваров, директор ООО «Старт» в разговоре с Business Class отметил, что вариант беспоэтапной сдачи работ используется и сейчас. Например, объекты в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда» оплачиваются после сдачи в эксплуатацию. «Для подрядчика в этом подходе нет ничего хорошего. Тогда как поэтапная сдача работ позволяет пополнять оборотные средства», – пояснил он.

По некоторым объектам будет принцип: объект закончил – деньги получил.

Председатель совета директоров компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов рассказал, что в отсутствие авансов подрядчики вынуждены привлекать заемные средства и платить банкам проценты. «Понятно желание заказчика обезопасить себя от компаний, цель которых – получить аванс и ничего не делать. Но почему за эту борьбу платят добросовестные подрядчики? Проценты по кредитам сейчас достаточно высокие, и расходы на их оплату не включены в стоимость контрактов. При этом есть механизмы, позволяющие выдавать аванс под гарантию банков, которые может использовать заказчик», – рассуждает он.

20 ноября состоятся четыре аукциона на обслуживание региональных дорог. Ранее три аналогичные закупки на сумму почти 2 млрд рублей были отменены по решению УФАС, так как дублировали действующие контракты. Общая стоимость лотов, которые будут разыграны 20 ноября, также порядка 2 млрд рублей. «Надеемся, что все процедуры пройдем без сбоев. Ограничений для участия в аукционах на содержание дорог немного, но мы предъявляем жесткие требования на стадии подписания договоров. Подрядчики обязаны подтверждать права владения техникой и наличие производственных баз», – рассказал Андрей Морозов. Он добавил, что работы оплачиваются исходя из конечного результата.

Ранее подрядчики сообщали, что требования к ним и штрафные санкции ужесточились. «Введена балльная система, подразумевающая снижение оплаты работ. Чтобы этого избежать, трассу нужно содержать в нормативном состоянии. Нюанс состоит в том, к сожалению, что в крае есть дороги, не соответствующие нормативам. Получив контракт на их содержание, подрядчик изначально обречен на штрафные санкции», – отмечал Алексей Чикунов. Кроме того, увеличивается срок действия договоров – с трех до пяти лет.

Участники рынка также указывали на занижение начальной стоимости контрактов. Об этом, в частности, говорили участники круглого стола, проводимого Business Class в октябре. По их словам, по ряду материалов цена относительно рыночной занижена изначально.