«Жажда» Ю Несбе: роман-предостережение или «стерильный» текст

Книга: «Жажда»

Автор: Ю Несбе


ЗА

У романов о следователе Харри Холе было реноме литературы вне времени и пространства. Да, из текста следовало, что действие происходит в современной Норвегии в начале XXI века, но описываемые события в принципе могли поместиться в любом историческом промежутке и любых географических координатах. Это универсальное повествование о жестокости и самоотверженном желании ее пресечь. Нуарный тон романов Несбе будто был выписан из американских детективов середины прошлого века, а душевным переживаниям Харри Холе позавидовал бы сам Раскольников. Крепкий средневековый дух соседствовал здесь с высокотехнологичными загадками, а неуловимость злодеев напоминала об английской готической литературе с призраками в замковых подвалах.

И вот Ю Несбе выпустил, пожалуй, первую книгу, в которой ощутима наша с вами современность. Здесь действует убийца, который использует «Тиндер» для поиска новых жертв. Увы, детектив Харри обманывал сам себя – мир по-прежнему был жесток и несовершенен, и требуется сильная рука, чтобы навести в нем хотя бы подобие порядка. Первоначально Харри Холе не задействован в расследовании, так как еще в конце прошлого романа он ушел «в отставку», однако вскоре всем становится ясно, что без него дело не сдвинется с мертвой точки. Холе быстро удается установить личность преступника, но это не облегчает ситуацию, потому что следы ведут главного героя к его же мрачному прошлому. Соответственно, чтобы разобраться в происходящем, герою предстоит разобраться с собственными скелетами в шкафу, а их у Харри огромное множество.

«Жажда» – это роман-предостережение. В нем страдают те, кто предпочел сетевое общение и флирт с чужаками старомодным знакомствам в кафе или на вечеринках. Несбе пророчествует на тему криминализации интернета и приводит конкретный пример использования глобальной сети для реализации своих порочных намерений. У преступников всех мастей появился дополнительный инструмент поиска потенциальных жертв – это плата за прогресс, темная сторона Луны. Благие намерения стартапов из Кремниевой долины ведут прямиком в ад, и на миллион «лайков» приходится как минимум один труп.

Несбе, как всегда, не отказывает себе в натуралистичных подробностях. В этот раз убийца – «вампирист». Он в прямом смысле слова пьет кровь своих жертв. Ему мало просто убить – он хочет ужаснуть тех, кто станет свидетелем его деяний. А заодно – и читателей. Принято думать, что бороться с беспощадным злом следует добру, но Харри Холе язык не повернется назвать положительным героем. Скорее, он тот, кто готов быть таким же беспощадным и непримиримым. И дойти до конца. В очередной раз.


ПРОТИВ

Харри Холе, пожалуй, – один из самых неудачливых персонажей современной массовой литературы. На его век выпало слишком много знакомств с серийными убийцами; он и сам в каком-то смысле уподобился им – стал серийным убийцей серийных убийц. Странно представить, чтобы в тихой Норвегии водилось такое количество психопатов и маньяков, однако в каждой новой книге Ю Несбе мы встречаем очередного мясника или насильника, или мучителя, который расправляется с невинными жертвами и буйствует до тех пор, пока на выручку беспомощному населению не приходит следователь Харри Холе.

В этот раз картина почти ничем не отличается от десяти предыдущих трудов Ю Несбе. Убийца находит одиноких женщин через «Тиндер», заманивает их на свидания, а затем следует кровавая развязка. Беда «Жажды» как раз в том, что книга не предъявляет читателю ничего нового – ни в рамках детективного жанра, ни в рамках творчества Несбе. Автор, кажется, окончательно обленился и даже не утруждает главного героя дедуктивными изысканиями: цепочка разоблачений и открытий подается в виде внезапных озарений; Харри Холе утратил свою ключевую роль в расследовании (он то решает свои семейные проблемы, то пьянствует) и в основном выступает в качестве силовика – догнать, избить, пристрелить. У Харри Холе всегда была своеобразная манера работать с поступающими вызовами, но не до такой степени.

Что касается жанра, то подразумевается, что «Жажда» займет достойное место в почетном ряду бестселлеров скандинавского детектива, однако и здесь читателей ожидает разочарование – из книг Несбе исчезли знакомые и родные приметы: нарочитая плавность, почти заунывность, неброский слог, «стерильность» текста. Несбе бесповоротно «американизировался» и теперь отдает предпочтение неожиданным поворотам, перестрелкам и прочим атрибутам пошлой занимательности. Такие книги идеально подходят для экранизации в Голливуде, но никак не поклонникам созвездия, возглавляемого Стигом Ларссоном.

Несбе пытается сохранять марку (Харри Холе по-прежнему не может удержаться от алкогольных возлияний, а жестокость некоторых сцен дает фору всем предыдущим романам норвежца), но ныне один из самых удачных детективных сериалов современности обратился в кич и попсу, что предсказуемо, но неотрадно.

Харри Холе снова спасет всех нас и восстановит мир в перепуганном Осло. Он вычислит маньяка, его помощников и последователей, а также сумеет сохранить семью. Очередной хэппи-энд заронит предательскую мысль: уж лучше бы он умер, возможно, тогда Несбе написал бы что-нибудь посвежее. Но нет, Харри Холе жил, Харри Холе жив, Харри Холе будет жить. Скорее всего, вечно.


18+


Источник фото: meduza.io