​Решат жители

Андрей Шагап, первый заместитель главы администрации Перми, – о концепте освоения эспланады, интересе инвесторов и формировании новой городской среды

Проект освоения эспланады очень масштабный, есть ли на сегодняшний день потенциальный инвестор, который заинтересован в его реализации?

– Проект освоения эспланады, который сегодня представляется общественности, интересен тем, что как только появилась идея развития площадки, она сразу привлекла инвестора. По понятным причинам не могу раскрывать название компании, но это пермяки – неравнодушные люди, которые хотят, чтобы город развивался.

Кроме того, сейчас появился и финансовый институт – «Внешэкономбанк», которого заинтересовал и этот проект, и концепт развития набережной. Сегодня прорабатывается возможность совместного освоения этих территорий и реализации проектов.

Планируется, что один инвестор получит «все» пространство эспланады – от Дома советов до Театра-Театра или большая площадка будет разделена на несколько частей и предоставлена нескольким инвесторам?

– В данный момент мы говорим о концепте. Если жители Перми одобрят, то эта идея будет реализована. На данный момент, исходя из проектного предложения, территория эспланады может быть поделена на две части: первая – общественная и зона ритейла, вторая, вдоль ул. Петропавловской, – зона многоэтажных объектов, здесь могут разместиться жилые дома, офисы, гостиницы. Как мне видится, приоритет необходимо отдать гостиничному комплексу.

Вся эспланада будет представлять собой площадь, которую планируется принципиально увеличить в размерах. В случае реализации проекта Пермь станет городом, обладающим самой уникальной площадью в стране и Европе. Каким образом она будет организована – решать жителям. На наземной части эспланады, наверное, должны появиться скульптуры, общественные зоны для проведения мероприятий, историческая атрибутика. Пермь имеет богатую, интересную историю, и она должна быть отражена на главной площади города. Но, повторюсь, на мой взгляд, было бы целесообразно провести некие слушания, обсуждения и привлечь к проекту как можно больше жителей города, социальные институты…

На уровне города и региона существуют градостроительные советы, планируется ли представить проект общественности таким образом?

– Идея развития эспланады выросла из предложений архитектурного сообщества, а не власти. Надеюсь, это далеко не последняя инициатива неравнодушных граждан города. Конечно, когда проект будет готов, то он будет представлен на градостроительных советах и в городе, и в крае. О популярности идеи развития эспланады говорит и число просмотров первого ролика с архитектурным решением площадки – его увидели более 15 тысяч человек. Это говорит о том, что жители верят: такой проект может появиться, а Пермь – превратиться в один из самых узнаваемых городов в стране. К слову, сейчас готовится третья серия ролика, где схематически будут представлены этапы реализации проекта – от начала до конца.

Правильно ли я понимаю, что ни на разработку проекта освоения эспланады, ни на последующее его воплощение не планируется использовать бюджетные средства?

– Этот концепт – исключительно инициатива граждан, на него не затрачено ни копейки бюджетных средств. Более того, я уверен, что такие масштабные проекты должны создаваться за счет инвесторов, тогда они будут более креативными и успешными. Городские власти должны, в первую очередь, не мешать, а во вторую – помочь организационно.

Известно ли сейчас, на каких условиях инвестор выйдет на площадку? Это будет процедура торгов или какой-то другой механизм?

– На сегодняшний день существуют несколько моделей, с помощью которых могут зайти инвесторы. Мы прорабатываем все возможности: и предоставление участка в аренду на торгах и механизмы государственно-частного партнерства. Но принципиальный момент – площадь должна вырасти в размерах и в любом случае оставаться в муниципальной собственности.


Уверен, что такие масштабные проекты должны создаваться за счет инвесторов


Каким образом будет обустроено пространство внутри – решит инвестор: ему «отбивать» вложения. Для нас важно, чтобы проект был доведен до конца, поэтому должна быть двойная «страховка». Рисковать такой территорией в центре города нельзя, поэтому мы бы хотели, чтобы за инвестором стоял крупный финансовый институт – серьезный банк. Внешэкономбанк на эту роль подходит как никакая другая организация.

Проект достаточно большой и, пожалуй, наиважнейший для Перми. Действительно, территория эспланады – уникальное место для города, поэтому к нему нужно относиться с большим трепетом. Для меня неудивительно, что проект вызывает много вопросов, люди переживают за свой город. Необходимо финансово перестраховаться всеми возможными способами. Сегодняшний проект – это концепция, которая прорабатывается в ежедневном режиме.

Наиболее вероятным претендентом на подземную застройку эспланады назывался московский холдинг «Нордстар-Девелопмент», планировавший возвести на площадке двух-трехэтажный подземный торговый центр. Ведутся ли сейчас переговоры с компанией?

– В Перми компания не успела ничего сделать, да и не успела бы, я уверен. На торгах разыгрывался договор аренды сроком на 4 года и 11 месяцев – за это время невозможно построить объект и «возвратить» инвестиции. Не исключаю такой возможности: когда проект будет сформирован, компания «Нордстар-Девелопмент» вновь им заинтересуется, поскольку холдинг в свое время очень подробно проработал этот участок. Появление любого нового возможного инвестора повысит конкурентность. Это всегда хорошо.

Четыре года и 11 месяцев – это недостаточный срок для освоения эспланады?

– Проект требует огромных инвестиций, плюс он технологически сложен. То предложение, которое мы получаем по эспланаде сегодня, является более эффективным и для бизнеса, и для города, и для жителей. Поскольку проект не предполагает необходимость глубоко «зарываться» под землю. Площадь должна стать достоянием Перми, но при этом предложение должно отвечать требованиям простоты и эффективности.


Сейчас рассматривается несколько возможных мест размещения отели Hyatt в центре города, одно из них – на эспланаде


Отношения с инвестором, бесспорно, должны быть оформлены в рамках действующего законодательства, при этом сроки договора могут быть увеличены, чтобы инвесторы чувствовали себя комфортно и могли спланировать финансовые вложения и их возврат.

В январе 2014 года депутаты Пермской гордумы приняли изменения в городские правила землепользования и застройки, установив на части территории (от Дома Советов до ул. Попова) зону «Р-Эспланада». Планируется ли смена зоны на другой части площадки?

– Да, планируется. Территория, необходимая для реализации проекта, должна быть подготовлена с точки зрения градостроительной документации.

Действительно ли эспланада является одним из вариантов размещения в Перми отеля международной сети Hyatt? Ведутся ли переговоры с инвестором по этому вопросу?

– Ни для кого не секрет, что компания Hyatt интересуется размещением гостиничного комплекса в Перми. В прошлом году состоялось совещание у губернатора Виктора Федоровича Басаргина. Везде в мире отели Hyatt находятся в центральной части городов, Пермь не исключение. Поэтому сейчас рассматривается несколько возможных мест в центральной части города для размещения гостиницы. Одно из них – действительно на эспланаде.

Понятны ли сейчас сроки – по окончательному оформлению видения развития эспланады и выхода инвестора на площадку?

– Хотелось бы в этом году принять необходимые решения для развития территории и для того, чтобы инвестор в 2017 году вышел на площадку. В настоящее время планируется с вашей помощью продолжить знакомить жителей Перми с проектом. На очереди – предложения по транспортной схеме и визуализация этапов реализации проекта. Мы живем в замечательное время, когда формируется новая городская среда.

И формирование это – достаточно тонкий и ответственный процесс. Город Пермь богат на талантливых, энергичных и неравнодушных людей, которым по силам достойно реализовать самые современные и сложные проекты.

Читайте также:

От «Советов» до фонтана. Каким видят будущее эспланады пермские архитекторы.

Только под землей. В распоряжении Business Class оказались новые материалы переустройства территории эспланады.