Дмитрий Иванович, какие основные задачи стоят сегодня перед администрацией губернатора?
— Задачи полностью соответствуют нашему функционалу, определенному губернатором Пермского края. Самый большой блок — внутренняя политика (взаимодействие с партиями, движениями, членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, муниципалитетами, межнациональные и межконфессиональные отношения). Конечно же, выборные процессы, мониторинг экономической ситуации в крае, анализ исполнения программы социально-экономического развития, работа со СМИ и т. д. Вопросов много.
Что на сегодня является приоритетным?
— Первое — выработка совместно с правительством системного решения по совершенствованию административно-территориального устройства края. 347 муниципальных образований — это само по себе «счастье», так они еще и устроены по-разному. Ведь в свое время (2004-2005) с федерального уровня на региональный не поступало конкретных рекомендаций и моделей, как лучше выстраивать эту структуру. Сейчас мы должны разработать несколько моделей устройства, которым и будем следовать. По преобразованию муниципальных районов в городские округа, по укрупнению поселений, по передаче функционала столичных поселений районным администрациям.
Нюанс состоит в том, что наше разнообразие не только количественное, но и качественное. Одни главы выбираются прямым голосованием, другие — из числа депутатов, плюс во многих территориях есть к тому же институт сити-менеджера! Поэтому мы должны разработать и согласовать с органами юстиции модельные варианты уставов, чтобы снять вопрос с повестки. Это задача на несколько лет.
Важнейшая тема — взаимодействие с федеральными подразделениями контрольно-надзорных органов. Соответствующее поручение дал губернатор Виктор Басаргин, механизм запущен и на окружном уровне. Сейчас создана межведомственная комиссия — с участием краевой власти, органов МСУ и федеральных ведомств, которой предстоит выстроить систему взаимодействия.
Отдельный вопрос — выстраивание отношений с НКО. Сейчас краевой закон о господдержке НКО принят, следом появится концепция и уже конкретная программа.
Серьезные задачи необходимо решить по выборной тематике. Главный посыл — выборы должны проходить честно, цивилизованно, без обмана избирателей, без «каруселей», подкупов и т. п. Определенные результаты здесь есть — уже в мартовских выборах кандидаты, имеющие судимость, принимать участие не будут. В рамках этой же работы на краевом уровне создана комиссия по содействию выборам, первое заседание которой состоялось на минувшей неделе.
Зачем конкретно она нужна?
— Понимаете, выборы — всегда обострение противоречий, перехлест эмоций, движение от гармонии к дисгармонии, что приводит к созданию общего негативного фона. В результате ассоциация у жителей одна: выборы — это грязь. Мы стремимся, в том числе с помощью созданной комиссии, уже на стадии подготовки выборов снять напряжение, не допускать нарушений закона и использования грязных технологий.
Губернатор заявлял о необходимости перемен в муниципалитетах. Какими вы видите эти реформы?
— Сначала предстоит отобрать те муниципалитеты, где реформы уже назрели. Сегодня порядка 20% жителей края живут в территориях, испытывающих экономические проблемы. Это Кизеловский угольный бассейн, Коми-Пермяцкий округ, населенные пункты бывшего присутствия предприятий системы исполнения наказаний (в основном Чердынский район), моногорода, Березники (из-за последствий техногенной аварии). Эти неблагополучные территории очень разные, и универсального рецепта для решения проблем нет. Ну а когда на объективную сложность накладываются субъективные факторы в виде управленческих конфликтов, то получаем вообще гремучую смесь.
Сколько сегодня таких конфликтных территорий в регионе?
— Наиболее острая ситуация сложилась, наверное, в 12 территориях. Причем в большинстве проблемы копились годами и даже десятилетиями.
Мы понимаем, что сегодня нет единого решения для всех муниципалитетов, и в одночасье вопросы не снять. Поэтому ставим задачу на этот год — провести преобразования в 3-4 муниципальных образованиях. В следующем году у нас будет меньше избирательных кампаний в крае, плюс увидим, как отработали пилотные проекты, тогда, возможно, возьмемся за большее число.
Исходя из ваших слов, нельзя сказать, что основания для реформ носят либо политический, либо экономический характер. Скорее, это совокупность проблем?
— Именно так. Проблемы усугубляются, когда люди, облеченные властью, перестают работать на общую задачу, а становятся жертвами своих амбиций. Ярчайший пример — Осинский район, где совершенно ненужные амбиции проявляют обе ветви власти — как исполнительная, так и представительная. Там ведь обе стороны далеко не идеальны.
Наведение порядка в 3-4 регионах станет знаком для других? Получается такой посыл: если вы сами не разберетесь, то вмешается край — верно?
— По факту так и будет. Восстановить спокойствие на разбалансированной таким образом территории — наша обязанность.
Кроме Осы, назовите еще районы, которые ждет наведение порядка.
— Прежде всего Кизел.
Вопрос объединения Перми и Краснокамска, о котором в свое время заявлял губернатор, еще актуален?
— Тогда Виктор Федорович озвучил несколько вариантов развития ситуации, и объединение было лишь одним из них. Сейчас район находится в пограничной зоне выхода из конфликта всех со всеми. Есть определенный план, по которому движемся, но мы понимаем, что делать это нужно очень аккуратно.
Получается, что сейчас Краснокамск — не первоочередная задача?
— Да, это задача, выходящая за границы 2013 года.
Возможны ли изменения в структуре и персоналиях администрации губернатора? Николай Иванов стал внештатным советником, Сергей Маленко возглавит департамент, кто еще может там появиться?
— Я не исключаю, что еще появятся новые лица. Консультации идут очень активно.
Возможны ли отставки среди ваших заместителей?
— Правильнее говорить о возможности появления новых замов, а среди действующих серьезных замен не планируется.
Администрация губернатора ведет работу по формированию кадрового резерва, возможно ли рекрутирование в чиновники из его состава?
— Мы очень серьезно занимаемся резервом, кадровый голод ощущается везде. Обязательно будем вовлекать в работу новых людей, в том числе из резерва.
То есть это не просто модная игрушка?
— Нет, и все смогут в этом в ближайшее время убедиться.
Как вы оцениваете избирательную кампанию по выборам в Пермскую городскую думу, насколько удается решить те задачи, которые ставились администрацией?
— Это только довыборы, они проходят по трем округам, то есть избирается 1/12 депутатского корпуса. Администрация каких-то суперзадач на кампанию перед собой не ставила. У каждого кандидата есть штаб, пусть они и занимаются своей работой. В целом, считаю, что все проходит достаточно спокойно, и это вызывает удовлетворение. Протестов и исков даже меньше, чем обычно.
Один из ваших предшественников на посту главы администрации, Фирдус Алиев, всеми рассматривался как серый кардинал, дергающий за ниточки выборных процессов. Какой вы видите свою роль?
— Роль очень проста — обеспечение избирателей возможностью сделать осознанный выбор во время любой избирательной кампании. Мы должны сделать так, чтобы информация обо всех кандидатах подавалась объективно, чтобы претенденты на мандаты не только не нарушали закон, но и не выходили за этические рамки. Будем делать все, чтобы выборы проходили спокойно и цивилизованно.
Можно ли говорить, что задача номер один — недопущение криминала во власть?
— Совершенно верно, именно эта задача поставлена губернатором.
В Перми началась работа по изменению Устава. После возвращения прямых выборов мэра города существует вероятность проведения досрочных выборов?
— Во-первых, рассмотрение и внесение поправок — процесс совсем не быстрый. Что касается политической стороны, конечно, глава Перми должен избираться на прямых выборах, это моя личная позиция. Но после принятия такого решения согласится ли дума на досрочное прекращение полномочий, истекающих в 2016 году? Будем встречаться с депутатами, обсуждать. Но могу сказать, что сейчас задачи провести выборы в 2013-2014 годах нет. Какой главный приоритет для Перми? Ее развитие. А вопрос выборов — уже следующая тема.
Каковы приоритеты во взаимодействии исполнительной власти и Законодательного собрания края? Как вы оцениваете сегодняшнее взаимодействие?
— Очень важно добиться синхронизации целеполагания не только в рамках правительства и администрации, но и с Законодательным собранием, с МСУ, территориальными органами федеральных структур. Не будет его — и все рассыплется. Могу сказать, что благодарен руководству краевого парламента, комитетов, фракций за совместно принимаемые решения. Конечно, помогает, что я сам был депутатом Законодательного собрания первого созыва, понимаю механизм принятия решения, нормально отношусь к обсуждению, к предложению различных вариантов. Эта специфика, которую нельзя не учитывать.
Одно время в СМИ активно обсуждалась тема возможного создания телеканала или газеты, контролируемых краевой властью. Ваша позиция — нужно ли это делать?
— Возможно, да, а возможно, нет. Нужно тщательно все взвесить, прежде чем принять столь серьезное решение.
Но такие варианты рассматриваются?
— Да, когда такие варианты возникают, они рассматриваются. Ведь не надо забывать, что это двустороннее движение, не только мы что-то хотим, но и на нас выходят с определенными предложениями. Все они внимательно анализируются. Пока никаких решений не принято.
Администрация постоянно проводит социологические опросы, скажите, рейтинг губернатора растет?
— Да, на протяжении последних месяцев он стабильно растет.
А кто сегодня формирует образ губернатора? Это ваша зона ответственности?
— Виктор Федорович — состоявшийся самодостаточный политик, из него не нужно ничего создавать искусственно. Если вы внимательно проанализируете его выступления и действия, то четко увидите приоритеты — инфраструктурные проекты, социальная сфера, поездки в регионы. На этом и базируется образ губернатора.
То есть специально этой темой не занимаются?
— Если вы думаете, что в администрации есть особое подразделение имиджмейкеров, то это не так.