На прошлой неделе в Пермской торгово-промышленной палате состоялось совещание министра развития предпринимательства и торговли Пермского края Марата Биматова с руководителями предприятий, занимающихся организацией транспортных пассажирских перевозок. Причина встречи – заинтересованность властей в повышении качества обслуживания туристов, именно поэтому чиновников интересует структура рынка автобусных перевозок и такси, а также компании, занимающие в этом сегменте рынка услуг лидирующие позиции.
На сегодняшний день, по примерным оценкам руководителей компаний, присутствовавших на встрече с министром, в Перми работает порядка 60 предприятий, занимающихся туристическими автобусными перевозками, и около 100 таксомоторных фирм. При этом на пермском рынке такси работают несколько крупных перевозчиков, предоставляющих услуги и в соседних с Пермским краем регионах, например в Башкирии и Удмуртии. Доли рынка между компаниями распределяются неравномерно, но сказать, кто занимает лидирующие позиции, участники встречи затруднились. Как пояснили «bc» в Минторге, на совещание приглашались основные игроки рынка. Однако такой отбор показался обидным другим таксомоторным компаниям. Директор такси «Экспресс» Леонид Орехов заявил, что не может сейчас с полным правом причислить свою компанию к лидерам рынка, но также хотел бы принять участие в совещании, однако не получил приглашения.
Именно с крупными игроками краевые чиновники и намерены выстраивать отношения, поскольку, по мнению чиновников, именно они способны гарантировать высокое качество обслуживания. Об этом Марат Биматов напрямую заявил в разговоре с представителями фирм такси.
Марат Биматов:
– В Перми рынок такси высококонкурентный, цена на услуги вполне приемлемая, но качество работы разное. Есть компании, которые возят недорого, но подают машины очень долго, и есть те, у кого стоимость услуги выше, но такси приезжает на заказ быстро. Нам нужна информация о структуре рынка и крупных компаниях, чтобы понимать, с кем можно работать и заключать договоры перевозки туристов на мероприятиях, организованных краевыми властями.
Экономное такси. Между тем если речь идет об иностранных туристах, то тот уровень сервиса в такси, который хотели бы видеть чиновники, возможен только в сегменте бизнес-класса. Хотя, по приблизительным оценкам, из всего количества клиентов таксомоторных фирм иностранцы составляют 10 %. Примечательно то, что во время встреч с хотельерами и рестораторами много говорилось о необходимости владения персонала иностранным языком. В разговоре с таксистами, когда речь зашла о том, какой должна быть качественная услуга, чиновники говорили, что во время поездки водитель может рассказывать приезжим о достопримечательностях Перми. Но о том, чтобы поддержать разговор с пассажирами на английском языке, речи пока не идет. Владение таксистов иностранным языком Марат Биматов назвал утопией.
Сегодня в Перми таксисты работают в основном в сегменте «эконом». По словам Вадима Обухова, генерального директора УК «Пермтаксисервис», на 75 автомобилей эконом-класса приходится 15 автомобилей бизнес-класса. В том, чтобы развивать более дорогое (по словам Марата Биматова, в три раза дороже, чем эконом-класс) направление, заинтересованы далеко не все таксисты. «Мы отказались от машин бизнес-класса, потому что заказов было очень мало», – рассказал директор ООО «Вест» Александр Городилов. Но зато в классе luxury текучка кадров сведена к минимуму.
Благодаря тому что зарплаты в городе в такси эконом-класса выравнялись, сегодня водители пермских такси зарабатывают в среднем 15–20 тыс. рублей – персонал в них тоже в основном перестал кочевать из одной фирмы в другую. По словам Александра Городилова, как правило, сотрудники таксомоторных компаний задумываются о смене работы, когда руководство пытается внедрить стандарты обслуживания.
Машина в аренду. Еще менее, чем сервис уровня бизнес-класса в такси, развита в Перми услуга предоставления автомобиля в аренду. На встречу с министром были приглашены две компании, работающие на этом рынке, – ООО «Агама» и Car 59. Заниматься этим видом бизнеса пробуют и таксомоторные компании, и туроператоры. Однако даже сами участники рынка перевозок признают, что взять машину напрокат в Перми крайне сложно. Владельцы легковых автомобилей не считают эту нишу привлекательной по ряду причин: самая главная – небрежное отношение клиентов с автомобилями. «Мы потратили 4 млн рублей на покупку автомобилей, но их очень быстро разбили, – рассказал Александр Городилов. – Выгоднее отдавать машину в аренду такси, чем работать таким образом, доверять клиентам». Компании могли бы увеличить залог за автомобиль, чтобы быть спокойными за его сохранность, но превысить установленную сегодня цену – 15 тыс. рублей – значит потерять клиентов, поскольку, по словам экспертов, оставлять большую сумму потребители этой услуги не в состоянии.
На взлетной полосе. Те, кто сегодня заинтересован развивать такую услугу в своей компании, предпочли бы воздержаться от общения с русскими клиентами. «Я готов сдавать машины напрокат иностранцам, но работать с россиянами – большой вопрос. Они совершенно не берегут автомобили. Услуга, конечно, востребована, но машину жалко», – пояснил ситуацию Вадим Обухов. Общение Марата Биматова с таксистами отличалось от предыдущих встреч с представителями сферы HoReCa тем, что первые почти не жаловались на свои проблемы. Более того, в Минторге увидели больше проблемных мест, чем сами перевозчики. Например, чиновники полагали, что для такси сегодня в Пермском аэропорту затруднена выгрузка пассажиров, но таксисты полагают, и это мнение разделяют собственники автобусов, занимающиеся перевозкой туристов, что такая проблема касается в большей степени вокзала Пермь II. Единственная серьезная проблема, которую назвали таксисты, – отсутствие возможности зарезервировать место в аэропорту, чтобы конкурировать с так называемыми «бомбилами». Стоимость места в сутки – 400 рублей для одной машины, для компании такая цена невыгодна. «Ситуация в Пермском аэропорту ничем не отличается от 90-х годов», – уверен Александр Городилов. Эту проблему Марат Биматов обещал обсудить с руководством Пермского аэропорта. Но при этом чиновник подчеркнул: «Лоббируя интересы ряда крупных компаний, мы должны быть уверены, что цены на их услуги не поднимутся после того, как они окажутся в более выгодном положении». Однако на сегодняшний день руководство «Большого Савино» вряд ли будет заинтересовано в том, чтобы пойти на уступки таксомоторным фирмам. Генеральный директор ФГУП «Пермские авиалинии» Валерий Григорьев не раз заявлял о том, что платная парковка – один из способов предприятия заработать. А таксисты, заинтересованные в клиентуре, – то, на чьи деньги пермский аэропорт может рассчитывать в первую очередь.